15 Ноябрь 2016

Безопасность при проведении новогодних праздников

Памятка по мерам безопасности при проведении новогодних и рождественских праздников

При проведении новогодних и рождественских праздников каждому из нас необходимо уделить большое внимание вопросам соблюдения правилам пожарной безопасности. Практика показывает, что несоблюдение и нарушение правил пожарной безопасности порой приводит к самым трагическим последствиям, связанных с гибелью людей, уничтожением материальных ценностей в огне пожаров.

Что необходимо знать и выполнять:

1.   Ёлка должна устанавливаться на устойчивом основании, ветки и верхушка ёлки не должна касаться стен и домашних вещей.

2.   Не устанавливайте ёлку вблизи отопительных приборов, не обкладывайте ёлку ватой, не зажигайте на ёлке свечей, не допускайте зажигания в помещениях бенгальских огней, хлопушек и пользования открытым огнем вблизи ёлки;

3.   Не допускайте игр детей в маскарадных костюмах из марли, ваты и бумаги, не пропитанных огнезащитным составом;

4.   Электрические гирлянды должны быть заводского изготовления и полностью исправными;

5.   Не позволяйте детям самостоятельно использовать пиротехнические изделия, включать электрогирлянду.

При возникновении пожара сообщить в пожарную охрану по телефону:

101 - с городского аппарата.

Выполняйте наши рекомендации и будьте осторожны с огнём. Желаем Вам проведения безопасных праздников.

            

ИНСТРУКЦИЯ 

по безопасному применению бытовых пиротехнических изделий

Общие рекомендации по запуску фейерверочных изделий:

1.     Категорически запрещается запускать пиротехнические изделия при постоянном или порывистом ветре (ограничения по скорости ветра приведены на этикетке каждого конкретного изделия).

2.     Определить место расположения зрителей. Зрители должны находиться за пределами опасной зоны. Оптимальное расстояние составляет не менее 30-50 м.

3.     Определить человека, ответственного за проведение фейерверка. Он должен быть трезвым. Никогда не запускайте пиротехнику, находясь в нетрезвом состоянии, - реакция при запуске фейерверков нужна не хуже, чем при управлении автомобилем.

4.     Запускающий должен заранее разместить и надежно закрепить изделия в соответствии с инструкциями по использованию и быть готовым оперативно отреагировать в случае возникновения непредвиденной ситуации.

5.     При поджиге изделий нельзя держать их в руках, наклоняться над изделиями. Фитиль следует поджигать с расстояния вытянутой руки. После окончания работы изделия нельзя подходить к нему как минимум 10 мин.

6.     Никогда не ленитесь лишний раз прочитать инструкцию на изделии. Каким бы Вы ни были «асом» в пиротехнике, помните, что даже знакомое и обычное на вид пиротехническое изделие может иметь свои особенности.

7.     Ракеты и летающие фейерверочные изделия следует запускать вдали от жилых домов, построек с ветхими крышами или открытыми чердаками.

8.     Устроитель фейерверка должен после поджига изделий немедленно удалиться из опасной зоны, повернувшись спиной к работающим изделиям.

9.     И, наконец, главное правило безопасности: никогда не разбирайте фейерверочные изделия - ни до использования, ни после!

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО разбирать, дооснащать или каким-либо другим образом изменять конструкцию пиротехнического изделия до и после его использования.

Помимо вышеперечисленного при обращении с пиротехническими изделиями ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • использовать пиротехнические изделия лицам, моложе 18 лет без присутствия взрослых.
  • курить рядом с пиротехническим изделием.
  • механически воздействовать на пиротехническое изделие.
  • бросать, ударять пиротехническое изделие.
  • бросать пиротехнические изделия в огонь.
  • применять пиротехнические изделия в помещении (исключение: бенгальские огни, тортовые свечи, хлопушки).
  • держать работающее пиротехническое изделие в руках (кроме бенгальских огней, тортовых свечей, хлопушек).
  • использовать пиротехнические изделия вблизи зданий, сооружений, деревьев, линий электропередач и на расстоянии меньшем радиуса опасной зоны.
  • наклоняться над пиротехническим изделием во время поджога фитиля, а так же во время работы пиротехнического изделия.
  • в случае затухания фитиля поджигать его ещё раз.
  • подходить и наклоняться над отработавшим пиротехническим изделием в течение минимум 5 минут после окончания его работы.
Читать далее

Безопасность на водных объектах в зимний период

Правила поведения на льду:

 1.   Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).

2.   При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами.

3.   Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.

4.   При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.

5.   При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).

6.   Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.

7.   Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалится.

8.   На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20 - 25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее под мышки.

9.  Убедительная просьба родителям: не отпускайте детей на лед (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без присмотра.

Одна из самых частых причин трагедий на водоёмах - алкогольное опьянение. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными.

Спасение на водных объектах зимой

Самоспасение:

  • Не поддавайтесь панике.
  • Не надо барахтаться и наваливаться всем телом на тонкую кромку льда, так как под тяжестью тела он будет обламываться.
  • Широко раскиньте руки, чтобы не погрузиться с головой в воду
  • Обопритесь локтями об лед и, приведя тело в горизонтальное положение, постарайтесь забросить на лед ту ногу, которая ближе всего к его кромке, поворотом корпуса вытащите вторую ногу и быстро выкатывайтесь на лед.
  • Без резких движений отползайте как можно дальше от опасного места в том направлении, откуда пришли;
  • Зовите на помощь.
  • Удерживая себя на поверхности воды, стараться затрачивать на это минимум физических усилий. (Одна из причин быстрого понижения температуры тела - перемещение прилежащего к телу подогретого им слоя воды и замена его новым, холодным. Кроме того, при движениях нарушается дополнительная изоляция, создаваемая водой, пропитавшей одежду).
  • Находясь на плаву, следует голову держать как можно выше над водой. Известно, что более 50% всех теплопотерь организма, а по некоторым данным, даже 75% приходится на ее долю.
  • Активно плыть к берегу, плоту или шлюпке, можно, если они находятся на расстоянии, преодоление которого потребует не более 40 мин.
  • Добравшись до плавсредства, надо немедленно раздеться, выжать намокшую одежду и снова надеть.
  • Если вы оказываете помощь:
  • Подходите к полынье очень осторожно, лучше подползти по-пластунски.
  • Сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность.
  • За 3-4 метра протяните ему веревку, шест, доску, шарф или любое другое подручное средство.
  • Подавать пострадавшему руку небезопасно, так как, приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться. Первая помощь при утоплении:
  • Перенести пострадавшего на безопасное место, согреть.
  • Повернуть утонувшего лицом вниз и опустить голову ниже таза.
  • Очистить рот от слизи. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов - добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка (нельзя терять время на удаления воды из легких и желудка при отсутствии пульса на сонной артерии).
  • При отсутствии пульса на сонной артерии сделать наружный массаж сердца и искусственное дыхание.
  • Доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

  Отогревание пострадавшего:

1.     Пострадавшего надо укрыть в месте, защищенном от ветра, хорошо укутать в любую имеющуюся одежду, одеяло.

2.     Если он в сознании, напоить горячим чаем, кофе. Очень эффективны грелки, бутылки, фляги, заполненные горячей водой, или камни, разогретые в пламени костра и завернутые в ткань, их прикладывают к боковым поверхностям грудной клетки, к голове, к паховой области, под мышки.

3.     Нельзя растирать тело, давать алкоголь, этим можно нанести серьезный вред организму. Так, при растирании охлажденная кровь из периферических сосудов начнет активно поступать к "сердцевине" тела, что приведет к дальнейшему снижению ее температуры.

4.     Алкоголь же будет оказывать угнетающее действие на центральную нервную систему.

Это надо знать.

 Выживание в холодной воде.

1.     Известно, что организм человека, находящегося в воде, охлаждается, если ее температура ниже 33,3°С. Теплопроводность воды почти в 27 раз больше, чем воздуха, процесс охлаждения идет довольно интенсивно. Например, при температуре воды 22°С человек за 4 мин теряет около 100 калорий, т.е. столько же, сколько на воздухе при той же температуре за час. В результате организм непрерывно теряет тепло, и температура тела, постепенно снижаясь, рано или поздно достигнет критического предела, при котором невозможно дальнейшее существование.

2.     Скорость снижения температуры тела зависит от физического состояния человека и его индивидуальной устойчивости к низким температурам, теплозащитные свойства одежды на нем, толщина подкожно-жирового слоя.

3.     Важная роль в активном снижении теплопотерь организма принадлежит сосудосуживающему аппарату, обеспечивающему уменьшение просвета капилляров, проходящих в коже и подкожной клетчатке.

Основные причины смерти человека в холодной воде:

  • Переохлаждение, так как тепла, вырабатываемого организмом, недостаточно чтобы возместить теплопотери.
  • Смерть может наступить в холодной воде, иногда гораздо раньше, чем наступило переохлаждение, причиной этого может быть своеобразный "холодовый шок", развивающийся иногда в первые 5-15 мин после погружения в воду.
  • Нарушение функции дыхания, вызванное массивным раздражением холодовых рецепторов кожи.
  • Быстрая потеря тактильной чувствительности. Находясь рядом со спасательной лодкой, терпящий бедствие иногда не может самостоятельно забраться в нее, так как температура кожи пальцев падает до температуры окружающей воды.

 

 

 

Читать далее

Правила безопасного поведения на воде

Лето - прекрасная пора для отдыха, а вода - чудесное средство оздоровления организма. Но купание приносит пользу лишь при разумном ее использовании. Умение хорошо плавать - одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде. Начинать купание следует при температуре воды не ниже 18 градусов и при ясной безветренной погоде при температуре воздуха 25 и более градусов.

Не рекомендуется купаться ранее, чем через 1,5 часа после еды.

Не следует входить в воду уставшим, разгоряченным или вспотевшим.

Если Вы плохо плаваете, не доверяйте надувным матрасам и кругам.

Паника - основная причина трагедий на воде. Никогда не поддавайтесь панике.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ!

 - купаться можно только в разрешенных местах;

- нельзя нырять в незнакомых местах - на дне могут оказаться притопленные бревна, камни, коряги и др.;

- не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина;

- не отплывайте далеко от берега на надувных плавсредствах - они могут оказаться неисправными, а это очень опасно даже для умеющих хорошо плавать;

- нельзя цепляться за лодки, залезать на знаки навигационного оборудования - бакены, буйки и т.д.;

- нельзя подплывать к проходящим судам, заплывать за буйки, ограничивающие зону заплыва, и выплывать на фарватер;

- нельзя купаться в штормовую погоду или в местах сильного прибоя;

- если вы оказались в воде на сильном течении, не пытайтесь плыть навстречу течению. В этом случае нужно плыть по течению, но так, чтобы постепенно приближаться к берегу;

- если вы попали в водоворот, наберите побольше воздуха, нырните и постарайтесь резко свернуть в сторону от него;

- если у Вас свело судорогой мышцы, ложитесь на спину и плывите к берегу, постарайтесь при этом растереть сведенные мышцы. Не стесняйтесь позвать на помощь;

- нельзя подавать крики ложной тревоги.

 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ВОДЕ

 - когда купаешься, поблизости от тебя должны быть взрослые;

- нельзя играть в тех местах, откуда можно упасть в воду;

- не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо;

- не ныряй в незнакомых местах;

- не заплывай за буйки;

- нельзя выплывать на судовой ход и приближаться к судну;

- не устраивай в воде игр, связанных с захватами;

- нельзя плавать на надувных матрасах и камерах (если плохо плаваешь);

- не пытайся плавать на бревнах, досках, самодельных плотах;

- если ты решил покататься на лодке, выучи основные правила безопасного поведения в этом случае;

- необходимо уметь правильно управлять своими возможностями.

 МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ЛОДКАМИ

Катание на гребных и моторных лодках (катерах) только под руководством взрослых. К управлению моторными катерами и лодками допускаются лица, имеющие специальные права на самостоятельное управление плавсредствами.

При катании запрещается:

- перегружать катер, лодку сверх установленной нормы;

- пользоваться лодкой детям до 16 лет без сопровождения взрослых;

- брать в лодку детей, не достигших 7 лет;

- прыгать в воду и купаться с лодки;

- сидеть на бортах, переходит с места на место и пересаживаться на другие катера, лодки;

- кататься в вечернее и ночное время;

- подставлять борт лодки параллельно идущей волне;

- кататься около шлюзов, плотин, плотов;

- останавливаться около мостов и под мостами.

Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке:

  • Запрещается управлять лодкой в нетрезвом состоянии.;
  • Посадку в лодку производить, осторожно ступая посреди настила;
  • Располагаться в лодке нужно равномерно только на штатных сидениях;
  • Нельзя садиться на борт лодки, это может привести к её переворачиванию;
  • Меняться местами, переходить из лодки в лодку необходимо без резких движений, только у берега;
  • Нельзя прыгать из лодки на берег или мостик;
  • Нельзя раскачивать лодку и нырять с неё;
  • Запрещается кататься на лодке детям до 16 лет, без сопровождения взрослых;
  • Нельзя перегружать лодку сверх нормы;
  • Нельзя пересекать курс моторных судов, близко находиться к ним;
  • Опасно подставлять борт лодки параллельно идущей волне. Волну надо «резать» носом лодки поперёк или под углом;
  • Необходимо соблюдать осторожность на мелководье в незнакомых местах, следить за торчащими из воды предметами и расставленными сетями.

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ТОНУЩЕМУ ЧЕЛОВЕКУ

Бросьте тонущему человеку плавающий предмет, ободрите его, позовите помощь.

Добираясь до пострадавшего вплавь, учтите течение реки.

Если тонущий не контролирует свои действия, подплывите к нему сзади и захватив его за голову, под руку, за волосы, буксируйте к берегу.

На берегу необходимо оказать пострадавшему доврачебную помощь, ликвидировать кислородную недостаточность, применять меры

При попадании жидкости в дыхательные пути:

  • положите пострадавшего животом на согнутое колено;
  • проведите очистку от слизи, слюны носовой полости и носоглотки;
  • путем сдавливания грудной клетки удалите воду, попавшую в дыхательные пути;
  • после этого пострадавшего уложите на спину и при отсутствии дыхания или сердечной деятельности проведите искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

 ПОМНИТЕ!

Нарушение правил безопасного поведения на воде - это главная причина гибели людей, в том числе детей!

 

 

Читать далее

Общая литература по туризму

 

1. Общие вопросы туризма. Учебная и справочная литература.

  1. Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе. М., 1973.
    Книга о методике организации туристских походов со школьниками. 
  2. Берман А.Е. Юный турист. М., 1977.
    Книга о том, как организовать и провести пешие, водные, и лыжные путешествия с детьми. Будет полезна при подготовке уроков, особенно в младших классах.
  3. Ганопольский В.И. Времена года, или Приглашение к путешествию. Мн., 1981. Небольшая книга о туризме для начинающих. Рекомендации по организации и проведению ближних и дальних походов во все времена года.
  4. Ганопольский В.И. Уроки туризма: Пособие для учителей. Мн.,1998. Изложена программа и план обучения школьников туризму, даны разработки уроков по каждой теме. Адресуется учителям общеобразовательных школ, преподавателям профессионально-технических и средних специальных заведений, а также студентам педагогических специальностей.
  5. Гранильщиков Ю.В. Семейных туризм. М., 1983.
    Книга об основах методики организации, подготовки и проведения семейных туристских походов.
  6. Карманный справочник туриста. М., 1985.
    Справочно-информационное пособие для организаторов и участников туристских походов.
  7. Потресов А.С. Спутник юного туриста. М., 1967.
    Книга является отличным методическим пособием по конкретным вопросам организации и проведения туристских походов со школьниками.
  8. Следопыт. Библиотека туриста. М., 1976.
    В книге охватываются практически все формы в виде наблюдений, которые могут осуществляться в условиях туристских походов.
  9. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры. М. 1987.
    Первый учебник по спортивному туризму и по спортивному ориентированию.

 2. Виды спортивного туризма. Организация и проведение спортивных туристских походов.

  1. Булгаков А.А. Велосипедный туризм для всех. М., 1984.
    В книге изложены основы организации велотуристских мероприятий, методика подготовки и проведения велотуристских походов.
  2. Водный туризм. М., 1990.
    Книга содержит большую информацию о развитии воднотуристского спорта.
  3. Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. М., 1974.
    В книге рассматриваются вопросы организации и тактики горнотуристских походов и содержится детальный анализ особенностей походов, совершаемых туристскими группами в высокогорных районах.
  4. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. М., 1988.
    Книга – энциклопедия лыжного туризма. Содержит все, что касается организации и проведения лыжных спортивных походов, включая детальный анализ снаряжения туриста-лыжника.
  5. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. М., 1987.
  6. Турист. Библиотека туриста. М., 1974.
    Книга освещает как общие вопросы туристской подготовки, так и конкретно по всем видам спортивного туризма, а также специальные (первая медицинская помощь, спасательные работы, аварийные ситуации).
  7. Туристские спортивные маршруты. Перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989 – 1992 годы. М., 1989. Книга представляет собой ценное методическое пособие. Является фундаментальной основой спортивного туризма.
  8. Школа альпинизма. Начальная подготовка. М., 1989.
    В книге рассматривается содержание спортивно-туристской деятельности, осуществляемой в горах, и многие другие вопросы подготовки туристов.

3. Топографическая подготовка и техника ориентирования.

  1. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М., 1983.
    Книга помогает разобраться в вопросах спортивной картографии, методологии спортивного ориентирования и методике подготовки спортивной карты.
  2. Алешин В.М., Иванов Е.И., Колесников А.А. Судейство соревнований по ориентированию на местности. М., 1970.
    Книга о методике проведения соревнований по ориентированию на местности.
  3. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристическая топография. М., 1985. Книга – пособие по разделу топографической подготовки туристов и вопросам ориентирования на туристских маршрутах.
  4. Бубнов И.А. и др. Военная топография. М., 1969.
    Учебник по топографии.
  5. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. М., 1981.
    Книга содержит всесторонний анализ видов спортивного ориентирования.
  6. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. М., 1985.
    Книга о системе подготовки и спортивной тренировки ориентировщиков – от новичков до мастеров.
  7. Куприн А.М. С картой и компасом. М., 1981.
    Популярное пособие по топографической подготовке и ориентированию на местности.
  8. Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков-разрядников. М., 1984. 
  9. Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. М., 1973.
    В книге собраны и систематизированы различные сведения об ориентировании в пространстве и во времени, хороший справочный материал.
  10. Огородников В.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов-ориентировщиков. М., 1978.
  11. Спортивное ориентирование. Правила соревнований. М., 1987.
  12. Эдельштейн А.В. Как создается карта. М., 1978.
    Популярное пособие, освещающее вопросы истории картографии, методики и технологии создания карты и пользования ею, в том числе при ориентировании на местности.

 

4. Жизнеобеспечение участников туристических походов
(климат и похода, одежда, снаряжение).

  1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М., 1983.
    Книга об экологии человека, в частности о его здоровье, возможностях адаптироваться к различным условиям окружающей среды, биоритмам, а также работоспособности.
  2. Бринк И.Ю., Бондарец М.П. Ателье туриста. М., 1990.
    Книга о технологии изготовления туристской одежды. Рассказывается также о страховочном снаряжении и методах испытания его на прочность.
  3. Вайсберг Дж. Погода на земле. Метеорология. Л., 1980.
    Книга о климате и погоде.
  4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М., 1980. Книга является ценным пособием, освещаемым вопросы жизнедеятельности человека в экстремальных условиях природной среды.
  5. Данилова Н.А., Кеммерих А.О. Времена года. М., 1973.
  6. Данилова Н.А. Климат и отдых в нашей стране. М., 1980.
  7. Данилова Н.А. Природа и наше здоровье. М., 1977.
    Книга содержит очень интересный материал по вопросам жизнедеятельности человека, влияния природной среды на состояние его организма.
    Эти три книги (пп.5–7) освещают не просто вопросы климатологии, а один из важнейших аспектов экологии человека – биоклиматологию.
  8. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М., 1988.
    Справочное пособие об оказании доврачебной помощи в условиях туристских походов.
  9. Питание в туристском походе. М., 1986.
    В книге содержится справочный материал, который касается и характеристики продуктов питания, и особенности питания в горных, водных, лыжных походах разной сложности, и снаряжения для туристской кухни.
  10. Самодельное снаряжение для лыжного туризма. М., 1988.
  11. Самодельное туристское снаряжение. М., 1986.
  12. Снаряжение туриста-водника. М., 1986. Эти четыре книги (пп. 2, 10–12) – обобщение туристской деятельности в области разработки, изготовления и применения самодеятельного туристского снаряжения.
  13. Супруненко Ю.П. Гора навстречу. М., 1989.
  14. Супруненко Ю.П. Эти удивительные горы. М., 1987.
    Эти две книги (13–14) в популярной и занимательной форме знакомят читателей с горами, с опасностями гор, горной болезнью.
  15. Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. М., 1987.
    Книга рассказывает о физиологии туристской деятельности, ее оздоровительной эффективности, о гигиене, самоконтроле и об оказании доврачебной помощи участникам туристских походов.

5. География туризма. Историко-географическое и туристское литературоведение.

  1. Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания. Мн., 1985. Учебное пособие по вопросам географии туризма, рекреационному районированию и анализу рекреационных ресурсов территорий.
  2. Путрик Ю.С., Свешников В.В. Туризм глазами географа. М., 1986. Популярное издание, рассказывающее о том же, но другим языком и на другом материале.
  3. Фрадкин Н.Г. Образ Земли. М., 1974.
  4. Фрадкин Н.Г. Необыкновенные путешествия. М., 1978. Эти две книги (пп. 3–4) популярные издания по вопросам историко-географического литературоведения.

6. Туристско-прикладные многоборья.

  1. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм. М., 1990. В книге излагаются Правила соревнований и методические рекомендации по их проведению по технике пешеходного туризма.
  2. Методические рекомендации по организации соревнований по технике водного туризма. М., ЦРИБ “Турист”, 1977.
    Рекомендации интересны с точки зрения истории методики проведения соревнований по технике водного туризма.
  3. Организация и проведение соревнований по лыжному туризму. М., ЦРИБ “Турист”, 1988. Методика проведения соревнований, описанная в книге, устарела и не соответствует принципам, положенным в основу Правил соревнований по туристско-прикладным многоборьям. Книга интересна по тем же соображениям, что и предыдущая.
  4. Правила соревнований по туристской технике. М., “Турист”, 1990. Книга вышла небольшим тиражом. До ее выхода правила соревнований издавались раздельно по технике каждого вида туризма. Содержание и положения этих правил полностью включены в Правила соревнований по туристско-прикладному многоборью.
  5. Соревнования по технике горного туризма. Методические рекомендации. М., ЦРИБ “Турист”, 1983. Настоящие методические рекомендации важны для понимания планирования и подготовки дистанций по горно-пешеходной технике.  
  6. Федоров Н.Ф., Водолажский В.П., Алексеев Н.И. Соревнования туристов-водников. М., 1980. Методическое пособие по организации соревнований, методике планирования и оборудования дистанций соревнований.
  7. Альпинизм. Правила совершения восхождений и проведения соревнований. М., 1990.
  8. Антонович И.И. Спортивное скалолазание. М., 1978.
    Методическое пособие по проведению соревнований по спортивному скалолазанию.
  9. Ахраменко А.Т. Гребной слалом. Мн., 1992.
    Пособие по истории гребного слалома, дистанции соревнований.
  10.  Гребной слалом на байдарках и каноэ. Правила соревнований. М., 1985.
  11. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М., 1995.
  12. Пиратинский А.Е. Подготовка скалолаза. М., 1987.
  13. Русский турист. Сборник нормативных документов по спортивному туризму. М., 1996.
  14. Туристско-прикладные многоборья. Правила соревнований. Мн., 1998.

 

Читать далее

О разработке образовательной программы

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О разработке учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи

 

1. Нормативно-правовой аспект.

В соответствии со Статьей 229 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется по профилям, которые включают в себя направления деятельности и определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

В соответствии со Статьей 239 Кодекса учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи включает в себя:

1.1. типовые программы дополнительного образования детей и молодежи;

1.2. типовые учебные планы детских школ искусств;

1.3. типовые учебные программы детских школ искусств;

1.4. программы объединений по интересам;

1.5. экспериментальные программы дополнительного образования детей и молодежи;

1.6. индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодежи.

2. Содержание учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на социальное развитие учащихся, укрепление их физического и психического здоровья, адаптацию к условиям современной жизни, позволяет обеспечивать реальное непрерывное образование, сохранение единого образовательного пространства и устранение потери образовательного ресурса при переходе учащихся к следующей ступени образования.

3. Примерные требования к учебно-программной документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи характеризует педагогическую концепцию деятельности объединения (клуба, студии, секции, мастерской, кружка, отряда, школы юных и т. д.) по интересам, в которой раскрываются цели, задачи, содержание деятельности, этапы реализации, последовательность их осуществления, информационное, технологическое и ресурсное, методическое обеспечение образовательного процесса.

Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи должна соответствовать уровню образования, профилям (направлениям деятельности), современным образовательным технологиям, дидактическим принципам обучения:

- принцип индивидуальности, доступности, последовательности (предполагает построение содержания учебного процесса от простого к сложному);

- принцип научности (содержание деятельности объединений по интересам должно опираться на современные научные достижения); принцип природосообразности (содержание и технология педагогического взаимодействия должны соответствовать возрастным, половым, индивидуальным особенностям учащихся);

- принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения);

- принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с учащимися);

- принцип результативности (что знает, и что будет уметь каждый учащийся по результатам взаимодействия с педагогом, реализующим программу);

- принцип актуальности (предполагает максимально приближенное содержание про граммы к реальным условиям жизни и деятельности учащихся);

- принцип межпредметности (междисциплинарность содержания педагогического взаимодействия, осуществление межпредметных связей);

- принцип культуросообразности (соответствие программы, времени, сложившейся социокультурной ситуации, особенности страны, региона, учреждения дополнительного образования детей и молодежи);

- принцип учета возрастных особенностей и особенностей психофизического развития учащихся.

Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи – это образовательный маршрут учащегося учреждения образования, при прохождении которого он может выйти на более высокий уровень дополнительного образования, прогнозируемый педагогом.

Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи реализуется в свободное от основной учебной нагрузки время в учреждениях образования и должна исключать общее повышение учебной нагрузки и утомляемости учащихся, соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Ответственность за реализацию образовательной программы несет учреждение дополнительного образования детей и молодежи в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Предусмотренные методы оценки результата образовательной деятельности должны оказывать положительное влияние на самооценку, обеспечивать эмоциональную среду и стимулировать мотивацию учащихся к познанию, творчеству.

4. Классификация учебно-программной документации.

Типовые программы дополнительного образования детей и молодежи разрабатываются Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи не задает строгого объема содержания образования и не связывает с конкретными педагогическими направлениями, технологиями и методиками. В таком представлении своего содержания типовая программа не сковывает творческой инициативы авторов программ объединений по интересам, предусматривает для них широкие возможности в реализации своих взглядов и идей на построение образовательного процесса, выборе.

Программа объединения по интересам (базовая и на повышенном уровне) определяет:

  • цели и задачи изучения содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля (технического, спортивно-технического, туристско-краеведческого, эколого-биологического, физкультурно-спортивного, художественного социально-экономического, социально-педагогического, культурно-досугового, военно-патриотического, естественно-математического, общественно-гуманитарного или иным определяемым положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи);
  • уровни их изучения (базовый, повышенный);
  • срок реализации программы;
  • учебно-тематический план;
  • время, отведенное на изучение тем, учебных предметов или учебных дисциплин;
  • виды занятий;
  • формы и методы обучения и воспитания при реализации программы.

          Содержание образовательной программы должно быть ориентировано на:

  • создание условий для развития личности учащегося;
  • активизацию процесса саморазвития;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия учащегося;
  • приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности; • укрепление психического и физического здоровья.

            Рекомендуем при разработке программ объединений по интересам учитывать:

           1. Нормативно-правовые документы государства и отрасли в сфере дополнительного образования детей и молодежи (Кодекс Республики Беларусь об образовании, государственные и республиканские про граммы в сфере молодежной политики, инструктивно-методические письма Министерства образования по идеологической и воспитательной работе, по организации дополнительного образования детей и молодежи и т.п.).

           2. Программа является стратегическим документом, отвечающим таким требованиям, как: актуальность (отражает стратегию образования); прогностичность; рациональность (способствует достижению цели в конкретных условиях, на основе имеющихся ресурсов); реалистичность; целостность и последовательность; контролируем ость и корректируемость.

           3. Программа должна учитывать последние достижения педагогической науки и практики; современные требования к образовательному процессу в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи; особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования.

            Программа объединения по интересам должна пройти внутреннюю экспертизу и рецензирование, быть одобрена педагогическим (методическим) советом и утверждена приказом директора учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

Программа объединения по интересам на базовом уровне разрабатывается коллективами или отдельными педагогами дополнительного образования на базе типовой образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и является основой деятельности объединений по интересам. Утверждается руководителем учреждения образования по согласованию с его учредителем (для государственных учреждений образования) или по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом соответствии с Кодексом.

Программа объединения по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины разрабатывается коллективами или отдельными педагогами дополнительного образования на базе типовой образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и утверждается Министерством образования Республики. Беларусь.

Экспериментальная программа дополнительного образования детей и молодежи апробируется в учреждении дополнительного образования детей и молодежи, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность. Разрабатывается организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение, и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Индивидуальная программа дополнительного образования детей и молодёжи разрабатывается коллективами или отдельными педагогами учреждений дополнительного образования детей и молодежи на базе типовой образовательной программы и является основой при организации образовательного процесса индивидуально.

5. Структура образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи:

1. Титульный лист.

На титульном листе рекомендуется указывать: наименование учреждения образования; где, когда и кем утверждена; название программы; возраст детей, на которых рассчитана; уровень (базовый, повышенный); срок реализации; ФИО автора (ов), год разработки.

2. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи, направления деятельности, возрастная категория, на которую рассчитана программа, рекомендуемые формы и методы проведения занятий).

3. Учебно-тематический план (название образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин и количество часов на каждую образовательную область, тему, учебный предмет, учебную дисциплину, общее количество часов, а также количество часов на теоретические и практические занятия).

4. Содержание (краткое изложение каждой темы, позволяющее раскрыть содержание занятий (теоретических и практических)).

5. Ожидаемые результаты (овладение новыми знаниями и способами деятельности; развитие интереса и познавательных способностей учащихся, формирование представлений, опыта творческой деятельности, формы представления результатов реализации и др.).

6. Методическое обеспечение образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, конкурсов, конференций и т.д.); дидактический и лекционный материалы; методики, и др.

7. Список использованной литературы.

 

Читать далее

Требования к занятию объединения

Рекомендации для педагогов
дополнительного образования.

Современное занятие объединения по интересам–целенаправленный процесс обучения, воспитания, развития с постоянным составом учащихся по твердому расписанию с единой для всех образовательной программой дополнительного образования детей и молодежи; это – динамичная и вариативная форма организации совместной деятельности педагога и учащихся.

Общие требования к занятию объединения по интересам:

  • Обеспечение максимальных условий для продуктивной познавательной и творческой деятельности учащихся с учетом их интересов, потребностей и способностей;
  • Формирование мотивации к самопознанию и саморазвитию, активизация всех сфер личности учащегося;
  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;
  • Эффективное использование педагогических средств, достижений науки, передовой педагогической практики.

Каждое занятие должно быть направлено на достижение цели: обучить, воспитать, развить. В соответствии с этим конкретизируются дидактические, воспитательные и развивающие требования к занятию.Дидактические: четкое определение задач; оптимизация содержания занятия с учетом личностных потребностей учащихся; внедрение новых педагогических технологий; сочетание различных форм и видов деятельности (коллективной, индивидуальной); контроль и управление образовательным процессом; воспитательные: определение воспитательных возможностей темы занятия, и постановка тех воспитательных задач, которые помогают формированию у учащихся таких качеств как: аккуратность, исполнительность, ответственность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, коллективизм и др, со стороны педагога- внимательность, чуткость, педагогический такт, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их личностных успехах; к развивающим требованиям относятся: формирование и развитие мотивации к познавательно-творческой деятельности, творческой инициативы, активности; изучение и учет психологических особенностей учащихся, прогнозирование творческого, эмоционального, интеллектуального, социального развития учащихся.
Начинающему педагогу дополнительного образования необходимо научиться правильно планировать каждое занятие (может быть, на первых порах, составлять для себя подробный план-конспект).
Сложившаяся на практике структура занятия представляет последовательность этапов: организационный, подготовительный, основной, итоговый, рефлексивный. Для повышения эффективности образовательного процесса все этапы должны быть объективно взаимосвязаны, однако, их последовательность на ином занятии может быть различна. Например, принято начинать занятие с актуализации уже усвоенных знаний, приемов, навыков, педагог же с целью мотивации учащихся к самостоятельному решению определенного задания, проблемы начинает занятие с ролевой, деловой игры, самостоятельной работы с применением полученных знаний и умений, создания проблемной ситуации, творческого проекта. Безусловно, все это должно быть логически связано с предыдущими занятиями. Такой подход современен, он исключает шаблонность в проведении занятия объединения, расширяет рамки творчества педагога и учащихся.
Все вышесказанное касается организационной основы занятия, методическая основа его обязывает педагога планировать все виды деятельности, в том числе с применением определенных (описать каких) методов, приемов, технологий.

Примерный план занятия может быть следующим:

Дата
Тема
Цель занятия
Оборудование, дидактические материалы, технические средства обучения и т.п.
Ход занятия (содержательное наполнение каждого этапа):

  • организационный (приветствие, организация внимания учащихся);
  • подготовительный (озвучивание темы, цели занятия, актуализация знаний учащихся по теме);
  • основной (организация продуктивной деятельности учащихся, вид/ы деятельности;
  • итоговый (подведение итогов, в какой форме);
  • рефлексия (в какой форме).

Эффективность планирования зависит от знания педагогом особенностей образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, состава учащихся, их индивидуальных возможностей, от учета всех ресурсов, от положительного имиджа самого педагога (педагогический такт, оптимизм, эмоциональная отзывчивость, вера в своих учащихся и поддержка их инициатив и самостоятельности, увлеченность своим предметом и многое другое).
Для успешного планирования занятия, видения перспектив, устранения недочетов педагогу очень важно осуществлять самоанализ занятия. Для этого рекомендуем ответить (самому себе) на следующие вопросы:
- добился ли я цели, которую ставил?
- какова была атмосфера занятия?
- соответствовал ли объем материала качеству его усвоения?
- насколько эффективны были применяемые методы и приемы?
- как оцениваю активность, интерес, самостоятельность и коммуникабельность учащихся?
- каково настроение учащихся после занятия?
- как я оцениваю себя на занятии (речь, настроение, взаимодействие с детьми, все ли возможности использованы для решения воспитательных задач)?

Алгоритм подготовки педагога к занятию:

Анализ предыдущего занятия (см. выше).
Моделирование последующего занятия.
Обеспечение содержания занятия (самоподготовка: работа с литературой, ТСО, наглядным, дидактическим материалом, подбор адекватных методов и приемов работы с детьми).
Материально-техническое обеспечение занятия (подготовка помещения для занятий, оборудования, материалов).

Читать далее

Требования к документации педагогов

Методические рекомендации,
определяющие единые подходы к ведению документов,
организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи

Дополнительное образование детей и молодежи – вид образования, направленный на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.
Изменяющиеся образовательные и досуговые запросы и потребности детей и молодежи вызывают необходимость постоянного совершенствования профессионального роста педагогических кадров, создания оптимальных условий для повышения качества дополнительного образования детей и молодежи.
Особое место в структуре методической работы учреждения дополнительного образования детей и молодежи отводится методическому обеспечению образовательного процесса в объединениях по интересам.
Данные методические рекомендации создаются с целью улучшения качества дополнительного образования, повышения эффективности образовательного процесса, обеспечения продуктивного творческого поиска, выявления и внедрения лучших образов педагогической деятельности, выработки единых подходов, требований, норм к оценке результатов творческой деятельности учащихся и профессиональной деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей и молодежи (далее – учреждение дополнительного образования).
В методических рекомендациях представлены образцы документации, необходимой для организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования, включая примерную структуру планов: учреждения (на год, месяц), структурного подразделения, должностные инструкции, журналы учета мероприятий, консультаций; материалы по организации методических выездов, оформление отчетно-аналитических документов.
Образовательная программа – совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами основного образования или определенного вида дополнительного образования (из Кодекса Республики Беларусь об образовании).
Образовательная программа – это документ, определяющий содержание образовательного процесса, направления и характер развития личности. Она воплощает в себе стратегию и тактику решения волнующих проблем, содержит информацию о технологиях и путях достижения предполагаемых результатов. Таким образом, программа обеспечивает технологический подход к процессу воспитания и служит ориентиром для деятельности педагогов и воспитанников.

Структура образовательной программы

Титульный лист (оформление):
название и подчинение учреждения;
кем и когда утверждена программа;
полное название программы;
срок реализации;
возраст детей, на который рассчитана программа;
ф.и.о., должность разработчика программы;
место и год её создания).
1.      Пояснительная записка:
В ней представляются: актуальность, новизна, концептуальные подходы к разработке и обоснование данного вида творчества для развития ребенка, изложение собственных взглядов на работу с детьми, педагогические идеи, ценности, принципы обучения и воспитания, следование которым обеспечивает реализацию целевого назначения программы, организационные условия реализации программы, особенности группы детей (возраст, уровень развития и образования, круг интересов и т. д.), общее количество часов, ресурсное обеспечение (материально-техническое).
Цели и задачи программы (цель - идеальный конечный результат деятельности, степень ее достижения можно проверить; задачи - пути достижения цели в обучении, развитии, воспитании).
2. Учебно-тематический план:

  • темы (разделы) занятий;
  • общее количество часов, количество часов на теоретические и практические занятия по каждой теме (разделу).

3.Содержание программы:
включает разделы, темы, в соответствии с учебно-тематическим планом, конкретное описание теоретических и практических занятий с указанием форм и методов организации образовательного процесса.
4. Ожидаемые результаты (что должен знать и уметь обучающийся по завершении учебного года, освоение программы для каждого года обучения).
5. Формы и методы реализации программы:

  • педагогические технологии и методики работы с детьми, включающие три взаимосвязанных направления — обучение, воспитание и развитие;
  • методы диагностики освоения программы, личностного развития учащихся объединений по интересам;
  • формы занятий, методы и приемы.

6. Литература и информационные источники

Читать далее

Перечень документов педагога

  • Программа объединения по интересам;
  • План работы на учебный год, месяц;
  • Журнал планирования и учёта работы объединения по интересам;
  • Анализ работы объединения за учебный год;
  • План воспитательной работы на учебный год;
  • Договор (для тех, кто оказывает платные услуги);
  • Планы-конспекты занятий; итоговых и открытых занятий;
  • Заявления учащихся (законных представителей) о приёме в объединение (находится у зам. директора по УВР);
  • Медицинские справки (там, где требуется) (находится у зам. директора по УВР).
Читать далее

Положение о ГУДО

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи, за исключением детских школ искусств, независимо от форм собственности.

2. Учреждение дополнительного образования детей и молодежи - учреждение образования, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовывать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

3. Учреждение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с законодательством Республики Беларусь обеспечивает: качество образования; подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации; материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами; создание безопасных условий при организации образовательного процесса; разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся, правил внутреннего трудового распорядка учреждения дополнительного образования детей и молодежи; моральное и материальное стимулирование педагогических и иных работников учреждения дополнительного образования детей и молодежи; выполнение иных обязанностей, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, уставом учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

4. Учреждение дополнительного образования детей и молодежи является юридическим лицом, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности.

5. Создание, реорганизация и ликвидация учреждения дополнительного образования детей и молодежи осуществляются в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства Республики Беларусь.

6. Учреждение дополнительного образования детей и молодежи осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Положением, уставом учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

7. Учреждение дополнительного образования детей и молодежи может осуществлять приносящую доходы деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.


ГЛАВА 2
СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

8. Учреждение дополнительного образования детей и молодежи может иметь в своей структуре обособленные подразделения и структурные подразделения.

9. Учреждение дополнительного образования детей и молодежи может иметь в своей структуре следующие структурные подразделения: отделы, отделения, секторы, лаборатории, учебно-опытные участки и иные структурные подразделения.

10. В целях социальной адаптации обучающихся и оптимизации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей и молодежи могут создаваться социально-педагогическая и психологическая службы.

 

ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

11. Организация образовательного процесса при реализации образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи в учреждении дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.

12. Сроки приема в учреждение дополнительного образования детей и молодежи определяются его учредителем.

13. Прием лиц в учреждение дополнительного образования детей и молодежи оформляется приказом руководителя учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

14. Структура учебного года определяется учреждением дополнительного образования детей и молодежи с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

15. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется по профилям, определенным статьей 229 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

16. Профили образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи включают в себя направления деятельности, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

17. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально.

В случаях, предусмотренных учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, объединения по интересам могут делиться на две подгруппы.

18. Каждый учащийся имеет право выбора обучаться в одном или нескольких объединениях по интересам.

19. Основной формой организации образовательного процесса является занятие (урок).

20. Продолжительность занятий в учреждении дополнительного образования детей и молодежи формируется с учетом санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

21. Расписание занятий (уроков) утверждается руководителем учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

22. Учет занятий (уроков) ведется в документах, необходимых для организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

23. Занятия в учреждении дополнительного образования детей и молодежи художественного и культурно-досугового профилей в соответствии с учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи могут проводиться в сопровождении концертмейстера (аккомпаниатора).

24. Получение дополнительного образования на дому - организация образовательного процесса, при которой освоение содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи учащимся, который временно или постоянно не может посещать учреждение образования, осуществляется на дому.

25. Для учащихся, которые получают общее среднее образование или специальное образование на дому, создаются условия для получения дополнительного образования детей и молодежи на дому.

26. Решение о получении дополнительного образования детей и молодежи на дому принимается на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося).

27. Учащимся учреждений дополнительного образования детей и молодежи, освоившим содержание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи с изучением учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем на повышенном уровне, выдается свидетельство о дополнительном образовании детей и молодежи.

28. В течение учебного года с учащимися учреждения дополнительного образования детей и молодежи проводится воспитательная работа.

29. Воспитательная работа организуется в соответствии с программно-планирующей документацией воспитания.

30. Во время каникул в учреждении дополнительного образования детей и молодежи могут проводиться занятия с переменным составом учащихся.

 

ГЛАВА 4
УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

31. Управление учреждением дополнительного образования детей и молодежи осуществляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности учредителем.
32. Директор учреждения дополнительного образования детей и молодежи в своей деятельности взаимодействует с органами самоуправления учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
33. Основным органом самоуправления учреждения дополнительного образования детей и молодежи является совет, возглавляемый директором.
34. В учреждении дополнительного образования детей и молодежи создается педагогический совет, а также могут создаваться попечительский совет и родительский комитет.
35. Директор формирует структуру и штатное расписание учреждения дополнительного образования детей и молодежи в пределах выделенных средств.


ГЛАВА 5
ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

36. Финансирование государственного учреждения дополнительного образования детей и молодежи осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.

37. Финансирование частного учреждения дополнительного образования детей и молодежи осуществляется за счет средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.

38. Материально-техническая база учреждения дополнительного образования детей и молодежи формируется учредителем в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Беларусь.

Обновление и развитие материально-технической базы учреждения дополнительного образования детей и молодежи обеспечивает его учредитель.

39. Не допускаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Читать далее

Выдержка о дополнительном образовании из Кодекса об образовании РБ

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

РАЗДЕЛ XIII

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

ГЛАВА 46 СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Статья 228.        Система дополнительного образования детей и молодежи

1. Дополнительное образование детей и молодежи — вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в   обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

2. Система дополнительного образования детей и молодежи включает в себя: участников образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи; образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи; учреждения дополнительного образования детей и молодежи; иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи; иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи; государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дополнительного образования детей и молодежи; республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере дополнительного образования детей и молодежи.

Статья 229.        Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи

1. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется по профилям:  техническому; спортивно-техническому; туристско-краеведческому; эколого-биологическому;  физкультурно-спортивному; художественному; социально-экономическому; социально-педагогическому; культурно-досуговому; военно-патриотическому; естественно-математическому; общественно-гуманитарному; по иным профилям, определяемым положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи или его виде.

2. Профили образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи включают в себя направления деятельности, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

3. Образовательная программа дополнительного образования детей и  молодежи реализуется в очной и заочной формах получения образования.

4. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также может реализовываться в учреждениях общего среднего образования, учреждениях профессионально-технического образования, учреждениях среднего специального образования, учреждениях высшего образования, учреждениях специального образования, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, социально-педагогических учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Статья 230.        Срок получения дополнительного образования детей и молодежи

Срок получения дополнительного образования детей и молодежи определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по соответствующему профилю.


ГЛАВА 47
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ


Статья 231.        Учреждения дополнительного образования детей и молодежи

1. Учреждение дополнительного образования детей и молодежи — учреждение образования, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания и  защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовывать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

2. Учреждения дополнительного образования детей и молодежи могут быть следующих видов: центр (дворец); детская школа искусств.

3. Центр (дворец) — учреждение дополнительного образования детей и молодежи, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи по одному или нескольким профилям, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также может реализовывать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

4. Детская школа искусств — учреждение дополнительного образования детей и молодежи, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля в сфере культуры с изучением учебных предметов, учебных дисциплин на повышенномуровне.

Статья 232.        Управление учреждением дополнительного образования детей и молодежи

1. Непосредственное руководство учреждением дополнительного образования детей и молодежи осуществляет его директор.

2. Директор учреждения дополнительного образования детей и молодежи назначается на должность и освобождается от должности его учредителем.

3. Основным органом самоуправления учреждения дополнительного образования детей и молодежи является совет, возглавляемый его директором.

4. В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи создается педагогический совет и могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.


ГЛАВА 48
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА при реализации образовательной программы ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Статья 233.        Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи

1. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи может быть организован: в учреждениях образования; в иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; на дому; в санаторно-курортных и оздоровительных организациях.

2. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи организуется по учебным годам.

Структура учебного года определяется учреждением образования (иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующим образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

3. Освоение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин осуществляется на базовом, повышенном уровнях.

Базовый уровень изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины — изучение содержания образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины, которое является обязательным при освоении содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по определенному направлению деятельности соответствующего профиля.

Повышенный уровень изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины — изучение содержания образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины, которое включает в себя базовый уровень изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины с углублением их содержания.

4. Учащиеся учреждений образования (за исключением детских школ искусств), иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, изучают образовательные области, темы, учебные предметы, учебные дисциплины на базовом уровне, а также с учетом мнения их законных представителей исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать образовательные области, темы, учебные предметы, учебные дисциплины на повышенном уровне в   пределах количества учебных часов, установленного учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи. Учащиеся детских школ искусств изучают образовательные области, темы, учебные предметы, учебные дисциплины на повышенном уровне.

5. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи является занятие (урок).

6. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в учреждениях образования (за исключением детских школ искусств), иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в детских школах искусств осуществляется в группах и (или) индивидуально.

7. Объединение по интересам создается из числа детей и молодежи на основе общего интереса к конкретному направлению деятельности. К объединениям по интересам относятся кружок, клуб, секция, студия, мастерская, лаборатория, оркестр, хор, ансамбль, театр, научное общество учащихся и иные объединения. Объединения по интересам могут быть одновозрастными и разновозрастными. Объединения по интересам могут создаваться для работы с переменным составом учащихся.

8. Наполняемость объединения по интересам первого года обучения составляет от 12 до 15 учащихся, второго и последующих годов обучения — не менее 8 учащихся. При обучении лиц в возрасте от двух до шести лет наполняемость объединения по интересам составляет от 8 до 10 учащихся.

9. Наполняемость группы составляет от 10 до 12 учащихся, а при обучении в детской школе искусств менее100 учащихся — от 3 до 6 учащихся.

10. Учредитель учреждения образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующего образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, может устанавливать меньшую наполняемость объединения по интересам, группы.

11. В случаях, предусмотренных учебно-программной документацией образовательной программыдополнительного образования детей и  молодежи, объединение по интересам, группа могут делиться на подгруппы.

12. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующего образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, в   соответствии с индивидуальной программой дополнительного образования детей и молодежи.

Статья 234.        Общие требования к приему лиц для получения дополнительного образования детей и молодежи

1. Прием лица для получения дополнительного образования детей и   молодежи осуществляется на основании его заявления при предъявлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, если иное не установлено настоящей статьей. От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем.

2. Прием лиц для освоения содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по спортивно-техническому, туристско-краеведческому, физкультурно-спортивному и   военно-патриотическому профилям осуществляется на основании документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и медицинской справки о состоянии здоровья.

3. Прием лиц для освоения содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по художественному профилю, за исключением направления деятельности «хореография», осуществляется на основании документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и по результатам проверки способностей, проводимой в  порядке, определяемом положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи или его виде.

4. Прием лиц для освоения содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи по направлению деятельности «хореография» художественного профиля осуществляется на основании документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, медицинской справки о состоянии здоровья и по результатам проверки способностей, проводимой в порядке, определяемом положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи или его виде.

5. Прием лиц для получения дополнительного образования детей и  молодежи в части, не урегулированной настоящим Кодексом, осуществляется в соответствии с положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи или его виде.

Статья 235.        Получение дополнительного образования детей и молодежи на дому

1. Для учащихся, которые получают общее среднее образование или специальное образование на дому, создаются условия для получения дополнительного образования детей и молодежи на дому.

2. Образовательный процесс для получения дополнительного образования детей и молодежи на дому организуется учреждением образования, реализующим образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, по месту жительства (месту пребывания) учащегося.

3. Решение о получении дополнительного образования детей и молодежи на дому принимается учреждением образования, организующим образовательный процесс для получения общего среднего образования или специального образования на дому, на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося).

4. Порядок организации получения дополнительного образования детей и молодежи на дому определяется положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи или его виде.

Статья 236.        Получение дополнительного образования  детей и молодежи в санаторно-курортных и оздоровительных организациях

1. Учащимся, находящимся на лечении или оздоровлении в  санаторно-курортных или оздоровительных организациях, создаются условия для получения дополнительного образования детей и молодежи.

2. Образовательный процесс для получения дополнительного образования детей и молодежи в санаторно-курортных и оздоровительных организациях организуется учреждением образования по месту нахождения санаторно-курортной или оздоровительной организации либо санаторно-курортной или оздоровительной организацией.

3. Порядок организации получения дополнительного образования детей и молодежи в санаторно-курортных и оздоровительных организациях определяется положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи или его виде.

Статья 237.        Аттестация учащихся при освоении содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи

1. Текущую и итоговую аттестацию при получении дополнительного образования детей и молодежи проходят учащиеся только при освоении содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины.

2. Формы, порядок оценки результатов учебной деятельности и  проведения текущей и итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи определяются Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.


ГЛАВА 49
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Статья 238.        Система научно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи

1. Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи включает в себя:  учебно-программную документацию образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи; программно-планирующую документацию воспитания; учебно-методическую документацию;  учебные издания; информационно-аналитические материалы.

2. Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи осуществляют:  организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи; учреждения дополнительного образования детей и молодежи; иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи; иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи; республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере дополнительного образования детей и молодежи.

Статья 239.        Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи

1. Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи включает в себя: типовые программы дополнительного образования детей и молодежи; типовые учебные планы детских школ искусств; типовые учебные программы детских школ искусств; программы объединений по интересам; экспериментальные программы дополнительного образования детей и молодежи; индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодежи.

2. Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи является техническим нормативным правовым актом и определяет цели и задачи изучения содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля, уровни их изучения, срок получения дополнительного образования, учебно-тематический план, время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин, виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, за исключением ее реализации в детских школах искусств.

Типовые программы дополнительного образования детей и  молодежи разрабатываются Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и  молодежи, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

3. Типовой учебный план детских школ искусств является техническим нормативным правовым актом и устанавливает перечень, последовательность и объем изучения учебных предметов, учебных дисциплин, срок получения дополнительного образования в детских школах искусств, порядок прохождения учебной практики.

Типовые учебные планы детских школ искусств разрабатываются Министерством культуры Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи, и утверждаются Министерством культуры Республики Беларусь по согласованию с Министерством образования Республики Беларусьпри наличии заключений органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, об их соответствии санитарно-эпидемиологическому законодательству.

4. Типовая учебная программа детских школ искусств является техническим нормативным правовым актом и определяет цели и задачи изучения образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин, уровни их изучения, виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания в детских школах искусств.

Типовые учебные программы детских школ искусств разрабатываются Министерством культуры Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи в сфере культуры, и утверждаются Министерством культуры Республики Беларусь.

5. Программа объединения по интересам определяет цели и задачи изучения содержанияобразовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля, уровни их изучения, срок получения дополнительного образования, учебно-тематический план, время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

Программа объединения по интересам разрабатывается учреждением образования (иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующим образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи.

Программы объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Программы объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины утверждаются руководителем учреждения образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующего образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, по согласованию с его учредителем (для государственных учреждений образования) или по согласованию с местным исполни­тельным и распорядительным органом (для иных организаций).

6. Экспериментальная программа дополнительного образования детей и молодежи апробируется в учреждении образования, реализующем образовательную программу дополнительного образования детей и   молодежи, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.

Экспериментальные программы дополнительного образования детей и молодежи разрабатываются организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и  молодежи, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

7. Индивидуальная программа дополнительного образования детей и   молодежи определяет особенности получения дополнительного образования детей и молодежи одаренными учащимися, учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития, а также учащимися, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия (уроки).

Индивидуальные программы дополнительного образования детей и  молодежи разрабатываются на основе типовых программ дополнительного образования детей и молодежи или типовых учебных планов детских школ искусств, типовых учебных программ детских школ искусств учреждением образования (иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующим образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, и утверждаются его руководителем.

Читать далее