На титульном листе программы рекомендуется указывать: наименование учреждения; кeм и когда утверждена программа; № приказа; кем согласована; название программы; её направление; срок реализации программы; возраст детей, на который рассчитана программа; Ф.И.О., должность разработчика программы; название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы
Пояснительная записка
Пояснительная записка – компонент, часть программы, в которой обозначены основы организации процесса обучения какому-либо курсу, предмету.
В пояснительной записке и программе необходимо раскрыть:
Цели и задачи программы должны быть научно и педагогически обоснованы, социально и личностно значимы, способствовать прогнозированию результатов реализации программы. Задачи должны не повторять цели, а раскрывать, конкретизировать их.
Принцип – исходное теоретическое положение, которое необходимо принимать во внимание при организации учебно-воспитательного процесса.
Обще-дидактические принципы: наглядность, системность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, научность, доступность, прочность.
Принципы воспитания: целенаправленность и идейность воспитательного процесса, гармонизация личных и общественных интересов, воспитание личности в коллективе, уважение личности обучаемого, гуманное отношение к ребенку, опора на положительные качества личности.
Цель – заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Цель образовательной программы – запрограммированный педагогом конечный результат, который должен быть им и учащимися достигнут в конце курса обучения (учебного года).
Задача – путь достижения цели.
Задачи, которые решает педагог, складываются из 3-х аспектов: образовательного, развивающего и воспитательного.
Образовательный – основной и определяющий аспект. Он складывается из выполнения ряда требований: учить и научить каждого учащегося добывать самостоятельно знания, показать обучающим, что они должны делать, чтобы научится тому, чему их учат; формировать умения и навыки, то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы.
Развивающий аспект - складывается из нескольких блоков: речевое развитие, развитие мышления, развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы. В качестве развивающих задач можно предусмотреть развитие у детей речи, внимания, формирования умения рационально запоминать учебный материал, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, выделять главное, делать самостоятельно выводы и обобщения, планировать свою работу, осуществлять ее в должном темпе, применять доступные приемы самоконтроля; развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности выполнения заданий, упражнений, элементов; развитие мелкой моторики, формирование умения управлять своими двигательными действиями и др.
Воспитывающий аспект должен предусматривать формирование и развитие волевых, нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, гражданских, экологических и других качеств личности учащегося. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
!!! Если образовательная программа кружка рассчитана на несколько лет обучения, то задачи ставятся на каждый год обучения.
Необходимо отразить организационные условия реализации программы:
В пояснительной записке указывается, что программа объединения по интересам разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план представляет собой таблицу с перечислением основных разделов курса, в той последовательности, в которой они будут изучаться. В таблице также указывается количество часов на каждый раздел (общих, теоретических, практических).
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
|
|
|
От 30% до 50% |
От 50% до 70% |
!!! Если программа рассчитана на несколько лет обучения, учебно-тематический план составляется на каждый год. Если тематика курса для каждой группы разная, учебно-тематический план составляется отдельно для каждой группы.
Содержание программы
Содержание программы – основная часть документа, в которой раскрывается содержание курса, приводится краткое изложение разделов программы согласно учебно-тематическому плану с указанием видов практической работы.
Основное содержание программы излагается в лаконичной форме и логической последовательности по направлениям: содержание учебного материала (разделов), виды образовательной деятельности, ожидаемые результаты, механизм их достижения, система оценки.
Здесь же после перечисления видов практических упражнений, работ в каждом разделе можно указать, какие умения и навыки необходимо сформировать у учащихся при изучении этого раздела.
!!! Как и учебно-тематический план, содержание программы расписывается на столько лет обучения, насколько рассчитан курс обучения.
Прогноз результативности
Прогноз результативности – ожидаемый результат по итогам завершения обучения.
Три уровня усвоения материала:
В этом разделе указываются все знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися в процессе обучения. Причем знания, умения и навыки не просто перечисляются. Необходимо дать их конкретную характеристику, указывать уровень владения.
Знания, умения, навыки тесно взаимосвязаны.
Знания – определенный объем сведений о чем-либо, без умения использовать эти сведения на практике.
Умения – такой уровень усвоения учебного материала, когда учащиеся при определенном напряжении памяти, воли, внимания могут правильно выполнить какое-либо задание, тот или иной вид практической работы.
Навыки – автоматизированные умения. Уровень навыка наблюдается тогда, когда учащиеся быстро и без ошибок выполняют определенное задание, определенный вид работ.
!!! Если образовательная программа рассчитана на несколько лет обучения, то прогноз результативности расписывается на каждый год обучения!
Методические условия реализации программы – раздел образовательной программы, который включает строго последовательное и системное описание обстановки, условий, точное создание которых позволяет осуществлять эффективный учебно-воспитательный процесс.
Типы занятий:
Форма организации учебного занятия – внешний вид организации учебно-воспитательной работы.
Формы организации учебного занятия:
* учебное занятие;
* круглый стол;
* соревнование;
* урок-лекция;
* концерт;
* урок-репортаж;
* выставка;
* урок-путешествие;
* экскурсия;
* заочная экскурсия;
* диспут;
* творческая мастерская;
* творческий отчет;
* урок-игра и др.
Метод – способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащегося, направленный на решение образовательно-воспитательных задач.
При выборе методов обучения и воспитания следует руководствоваться следующими критериями: соответствие типу занятия, соответствие целям и задачам занятия, соответствие этапам занятия, соответствие реальным возможностям кружковцев, соответствие имеющимся условиям и отведенному времени, соответствие возможностям педагога.
Прием – составная часть метода, конкретный способ, направленный на решение образовательно-воспитательных задач.
Педагогическая технология – последовательность действий учащегося по достижению поставленной цели при условии полной управляемости учебно-воспитательного процесса педагогом.
!!! В этом разделе необходимо не просто перечислить все используемые в учебно-воспитательном процессе технологии, формы и методы, а подробно их описать, указать, когда, в каких случаях, при каких обстоятельствах и на каких этапах обучения их целесообразно использовать.
Учебно-методический комплекс
Цель этого раздела – показать уровень теоретической подготовки педагога, его владение всеми необходимыми знаниями: педагогическими, методическими и психологическими.
Учебно-методический комплекс включает в себя не только методическую литературу, используемую педагогом, но и видеоматериалы, аудиозаписи, ноты, сборники репертуарных произведений, наглядных материалов, литературу для родителей и кружковцев. Возможно составление списка литературы по темам.
При оформлении списка используемой литературы не стоит ограничиваться 3-4.
Необходимо соблюдать библиографические правила оформления списка литературы.
г. Могилев, ул. Циолковского, 13.
Телефон: +375 22 277 57 41
E-mail:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.