Ноябрь 2016

15 Ноябрь 2016

31 мая - Всемирный День без табака


«Никотин живую лошадь убивает,
А что же с человеком тогда он сотворяет…
… Раздражает оболочки органов твоих,
80 из 100 курильщиков — раком больных.
Способствует образованию язв желудка.
Ты пляшешь под музыку его смертельной дудки!»

Проблема распространения табачной эпидемии продолжает оставаться актуальной как во всем мире. Курение уже убивает каждого десятого человека в мире, и при сохранении нынешней структуры курения около 500 миллионов живущих в настоящее время людей могут в конечном итоге погибнуть в результате потребления табака. Более половины этого числа составляют подростки и дети. Ожидается, что к 2030 году табак станет главной причиной смерти во всем мире, обусловливая примерно 10 миллионов смертей в год (каждого шестого человека в мире). Это подтверждает и наша статистика. В Республике Беларусь ежегодно лишаются жизни вследствие табакокурения 15000 мужчин и 500 женщин.
Так, среди белорусов курящих мужчин 51,3% и 16,3% женщин в возрасте старше 15 лет. Ситуация такова, что с каждым годом ряды курильщиков пополняются за счет подростков и молодежи.
Табак — одно из самых распространенных и доступных психоактивных веществ, относящихся к токсикомании растительного происхождения. Никотин — действующее начало табака, как токсикоманическое средство очень коварен и нелегко выпускает доверчивых простаков из своих сетей, называемых табачной зависимостью.

 Цена курения для отдельного человека огромная — разрушение здоровья!

Медики выявили следующую закономерность: чем раньше человек пробует первую сигарету, тем выше вероятность того, что впоследствии он будет курить ежедневно и многие годы. Так, по статистике, 73% заядлых курильщиков попробовали курить в 17 лет, т.е. в период обучения в школе.

Наблюдая, как курение захватывает все больше и больше жертв, задаешься вопросом: почему люди начинают курить? И каковы причины, толкающие к курению подростков? Специалисты считают, что риск приобщения к табакокурению у подростков определяется главным образом, следующими причинами:

1.    Курение родителей
У некоторых людей есть предрасположенность к злоупотреблению психоактивными веществами, к которым относится и табак. Если мама активно курила во время беременности, предрасположенность к курению ее ребенка будет еще сильнее. Когда такой ребенок вырастет и попробует курить, привыкание у него наступит гораздо быстрее, чем у подростков из некурящих семей. И все-таки генетика — не главная причина. Важнее для ребенка родительский пример.
Ребенок невольно, с раннего детского возраста фиксирует эту привычку роди-телей. Она закладывается в его сознании как черта облика родителя. Он учится связывать эмоционально-психологическое состояние родителей после выкуренной сигареты. В сознании детей закладывается не только визуальный образ курящего ро-дителя, но и ощущения, связанные с обонятельным анализатором. Регулярно наблюдая родителей с сигаретой, это будет бессознательно восприниматься как атрибут элегантности (если курит мама) или мужественности (если дымит папа).

2.    Злоупотребление алкоголем в семье
Известно, что две эти вредные привычки тесно взаимосвязаны и как правило в неблагополучных семьях родители, увлекающиеся злоупотреблением алкоголя активно курят.

3.    Окружение подростка
В 13 -15 лет подростки «перерастают» жизнь, замкнутую в семье. Им становиться интереснее, общаться с ровесниками. Именно во взаимоотношениях с близкими друзьями подростка закладываются наиболее устойчивые привычки, установки, интересы, ценностные ориентации. Роль близких друзей-подруг может быть как позитивной, так и негативной. Если в компании подростка «модно» курить, он тоже закурит, так как в этом возрасте важен фактор подражания. С другой стороны, у подростков, попавших в среду некурящих сверстников, больше шансов остаться интактными в отношении этой вредной привычки.
Немаловажен факт подражания любимым кумирам с глянцевых обложек модных молодежных журналов или увлекательных кинофильмов. Своего рода эталон престижности, успешности и, кроме того, атрибут взрослости.

4.    Круг интересов и образ жизни
Подросток, занимающийся оздоровительной физкультурой, посещающий спортивные секции, старающийся в домашних условиях руководствоваться правилами здорового образа жизни, имеет несравненно более низкие шансы попасть под влияние этого порока. Возможны и другие варианты ответов о причине начала курения, например: любопытство или стремление в жизни попробовать все, за компанию, для снятия стресса, протестная реакция.
Главенствующее место среди факторов, влияющих на рост употребление табачных изделий среди населения, занимает их реклама, главной целью которой является эмоционально-психологическое воздействие на поведение потребителя. Не удивительно, что табачная промышленность стала одним из главных спонсоров спортивных и культурно-массовых мероприятий, пытаясь ассоциироваться в сознании людей со «здоровым образом жизни», «высоким уровнем жизни», экономическим и социальным успехом.
Никотин относится к алкалоидам — веществам растительного происхождения сложного состава, многие из которых сильнейшие яды. Это вещество, к которому возникает чрезвычайное пристрастие. Привыкание к табаку и зависимость от него почти столь же сильные, как и зависимость от кокаина или героина.
Никотиновая зависимость устойчива, и в чисто мужском коллективе около половины курящих, ни разу не предпринимают попытку бросить курить или эти попытки заканчиваются провалом. Это свидетельствует о слабо развитой силе воле, а может быть о недостаточном желании и понимании важности проблемы у типичного курильщика.

Привычка курить - это сочетание психологической и физической зависимости

На начальной стадии психологической зависимости отмечаются только сильное желание покурить, снижение способности контролировать курение, о чем свидетельствует употребление сигарет в больших количествах и на протяжении длительного времени, безуспешные попытки или постоянное желание сократить количество сигарет. Таким образом, постепенно формируется стойкий рефлекс курения, доставляющий курящему, чувство удовольствия, расслабленности, легкой эйфории и кажущегося подъема энергии.. В этот период курильщик способен усилием воли прекратить курение.
Физическая зависимость заключается в том, что если никотин не поступает в организм курильщика, у него развивается состояние абстинентного синдрома, так называемого синдрома «отмены». Характеризуется абстинентный синдром острой потребностью в сигарете, раздражительностью, тревогой, снижением концентрации внимания, усиленным аппетитом, бессонницей.

В состав табачного дыма входит около 3000 химических веществ, которые способны повреждать живые ткани. Среди них можно особо отметить: табачный деготь, который образуют смолы и родственные им соединения (при курении одной сигареты образуется около 1 миллиарда 200 миллионов частиц табачного дегтя); никотин; высокотоксичные соединения и газы: окись углерода, аммиак, синильная кислота; окиси азота и другие.

В течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800г никотина. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).

Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина способствует или является причиной:

- Артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца(стенокардия, инфаркт миокарда, нарушения ритма сердца, внезапная смерть), мозгового инсульта (кровоизлияния в мозг). 30-40 % всех смертей от ишемической болезни сердца связаны с курением сигарет.
- Облитерирующих заболеваний сосудов конечностей. При этих заболеваниях происходит закупорка тромбами мелких кровеносных сосудов, а их спазм (резкое сужение) под влиянием никотина, который при курении попадает в кровь, может привести к возникновению гангрены (отмирание тканей). В таких случаях человеку приходиться делать ампутацию.
- Хронического бронхита и эмфиземы легких, которые сопровождаются развитием пневмосклероза, появлением одышки и развитием сердечной недостаточности.
- Хронического гастрита, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, хронического колита. Риск развития хронических заболеваний легких у курящих в 5-8 раз выше, чем у некурящих.
- Нарушения работы желез внутренней секреции (гипофиза, щитовидной железы, надпочечников), что изменяет обмен веществ и снижает адаптационные возможности человека.
- Снижения иммунитета.
- Снижения способности к деторождению у женщин, развитию импотенции и бесплодия у мужчин.
- Повышения риска возникновения патологии беременности, выкидышей; увеличения числа случаев внутриутробной гибели плода и синдрома внезапной младенческой смерти; снижения массы тела новорожденных, отставания детей в физическом и умственном развитии.
- Рака губы, гортани, бронхов, легких, пищевода, желудка, поджелудочной железы, кишечника, мочевого пузыря.
Курением вызваны 30% случаев смерти от онкологических заболеваний.

Особенно вредно курение сказывается на физическом развитии детей и подростков. Их организм более уязвим и восприимчив к никотину. Ребята растут хуже, слабо прибавляют в весе. Нарушение обмена веществ приводит к снижению мы-шечной силы, повышению утомляемости, общему ослаблению организма. Вредное влияние табачных ядов сказывается на работе головного мозга. У курящих подростков на 5% снижается объем памяти и на 4,5% легкость заучивания, точность сложения цифр на 5,5%.
Вредность курения для подростков усиливается еще и тем, что, стремясь скрыть от родителей и учителей свое пристрастие к табаку, они курят тайком, торопливо, сильнее затягиваясь табачным дымом, курят низкосортные сигареты или вообще докуривают окурки.

Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. Вдыхание табачного дыма некурящими, называется «пассивным курением».
Табачный дым, который человек вынужден вдыхать, содержит: в 50 раз больше канцерогенов и аммиака, в пять раз больше окиси углерода, вдвое больше смол и никотина, чем поступает в организм самого курильщика. Риск развития рака легких при «пассивном курении» у некурящего члена семьи в 3,5 раза превышает таковой в некурящих семьях, а заболевания легких в грудном и раннем детском возрасте у детей в семьях курильщиков почти в два раза выше.

Если ты не будешь курить, то:
-    Твоя жизнь будет продолжительнее на 10-12 лет;
-    Ты будешь выглядеть лучше, моложе, твоя кожа будет чище, цвет лица — естественно розовый, а зубы будут сиять белизной, одежда и волосы не будут пахнуть неприятным табачным дымом;
-    Твои близкие и любимые будут дышать чистым воздухом, без табачного смога;
-    У тебя уменьшится риск заболеть злокачественными заболеваниями и умереть молодым;
-    Вероятность рождения здоровых детей у тебя выше;
-    У тебя больше шансов добиться успеха в жизни, стать самодостаточным человеком, сохранив при этом свое здоровье.

Если ты куришь, то помни, бросить курить никогда не поздно и на самом деле никогда нельзя терять надежду и падать духом.
«Ты думаешь, курить — это круто»? А, может, ты считаешь, что курение тебе поможет решить твои проблемы и преуспеть в делах? Как ты ошибаешься! И если ты еще не успел «втянуть» по уши свой организм в эту «урну», «выныривай» и начинай дышать! Вряд ли ты по настоящему задумывался о том, что именно от табака за год на планете Земля умирает больше людей, чем от рака и СПИДа вместе взятых! От табака, задумайся! Поплавай не в дыму, а в нашем городском бассейне, не качай никотин в легкие, а качай мышцы в «тренажерке» и будь здоров!

 

Улыбнись миру улыбкой здорового человека,

ведь Ты — ЧЕЛОВЕК, а не дым-машина, и жизнь у Тебя одна!

Читать далее

Правила безопасного поведения

Во время прогулки в возможны следующие опасные факторы:

– падение с транспортных средств и попадание под машины;

– переломы, ушибы, вывихи и т.д.;

– завалы песком;

– ожоги, полученные при пожарах;

– утопление, попадание на воде под скутера, моторные лодки, катера и пр.

Во время прогулки по городу и другим населенным пунктам соблюдайте следующие требования безопасности:

– планируйте безопасный маршрут до места назначения и используйте его. Выбирайте хорошо освещенные улицы и избегайте прохождения мимо пустынных участков земли, аллей и строительных площадок. Идите длинным путем, если он безопасный;

– знайте свой район: узнайте какие магазины, кафе, рестораны и другие учреждения открыты до позднего времени и где находится милиция, опорный пункт правопорядка, комната приема участкового инспектора, пост охраны и т.д.;

– не щеголяйте дорогими украшениями или одеждой, сотовыми телефонами, крепче держите сумки;

– идите навстречу движению транспорта, если нет пешеходного тротуара, так вы сможете видеть приближающиеся машины;

– если вы подозреваете, что кто-то преследует вас, перейдите улицу и направьтесь в ближайший хорошо освещенный район. Быстро дойдите или добегите до какого-нибудь дома или магазина, чтобы вызвать милицию. Если вы напуганы, кричите о помощи;

– никогда не путешествуйте, пользуясь попутными автомобилями, отходите дальше от остановившегося около вас транспорта;

– не забывайте сообщать родителям с кем и куда Вы пошли, когда вернетесь, если задерживаетесь, то позвоните и предупредите.

 – всегда соблюдайте правила поведения на дорогах, изученные Вами в школе.

 При пользовании велосипедом:

При езде на велосипеде по дорогам и улице с автомобильным движением необходимо соблюдать следующие правила:

– пользуйтесь велосипедом, подходящем вашему росту;

– не перевозите предметы, мешающие управлять велосипедом;

– нельзя ездить на велосипеде вдвоем, без звонка и с неисправным тормозом;

– не отпускайте руль из рук;

– не делайте на дороге левый поворот;

– нельзя ехать с близко идущим транспортом, цепляться за проходящий транспорт;

При пользовании железнодорожным транспортом будьте бдительны и соблюдайте правила личной безопасности:

– находясь на путях и при переходе через железнодорожные пути, будьте особо внимательны, осмотритесь, не идут ли поезда по соседним путям;

– будьте осторожны, контактные сети находятся под напряжением 3300 вольт и прикосновение к проводам и деталям контактной сети и электрооборудованию электропоездов является опасным для жизни и вызывает поражения электрическим током с тяжелыми последствиями.

Запрещается:

– цепляться за проходящий транспорт, ездить на подножках;

– выходить из транспорта на ходу.

При пользовании автобусом, трамваем и метро:

– старайтесь пользоваться хорошо освещенными и часто используемыми остановками;

– старайтесь сидеть рядом с кабиной водителя в автобусе, троллейбусе или трамвае;

– не засыпайте, будьте бдительны;

– в метро и на остановках электропоезда стойте за разметкой от края платформы;

– во время ожидания стойте с другими людьми или рядом с информационной будкой;

– будьте бдительны насчет тех, кто выходит из троллейбуса, автобуса, трамвая, метро вместе с Вами или подсаживает Вас в транспорт, следите за своими карманами, сумку держите перед собой. Если чувствуете себя неудобно, то идите прямо к людному месту.

Правила поведения в местах массового отдыха:

– в местах массового отдыха распитие спиртных напитков, выражение нецензурными словами, курение и запрещено. Соблюдайте вежливость с ровесникам и взрослыми. Не вступайте в конфликтные ситуации.

– отправляясь в кинотеатр, на стадион, не берите с собой объемных сумок, портфелей, они могут помешать вам в толпе. Ваша одежда должна быть удобной и недорогой. Стремление уберечь дорогую одежду может пойти в разрез с требованиями безопасности.

– приходите заранее, чтобы избежать толпы при входе.

– старайтесь приобрести билеты с местами, расположенными недалеко от выходов, но не на проходах.

 – во время входа в зал не приближайтесь к дверям и ограждениям, особенно на лестницах - вас могут сильно прижать к ним.

– на концертах избегайте нахождения в первых рядах: здесь самое громкое звучание, утомляющее и притупляющее реакцию, именно здесь обычно скапливаются поклонники артистов, отсюда начинаются беспорядки.

– заняв место, сразу оцените возможность добраться до выхода. Подумайте, сможете ли Вы сделать это в темноте.

– если в зале начались беспорядки, уйдите, не дожидаясь окончания концерта. Контроль массовых беспорядков - дело неподдающееся прогнозу, не кричите, не конфликтуйте.

– если вы оказались в толпе, ни в коем случае не давайте сбить себя с ног, не позволяйте себе споткнуться - подняться вы уже не сможете.

– старайтесь держаться в середине людского потока, не ищите защиты у стен и ограждений - вас могут сильно прижать и покалечить.

– не предпринимайте активных действий, держите руки согнутыми в локтях, оберегая грудную клетку от сдавливания, пусть толпа сама несет Вас.

– если вы упали, сгруппируйтесь, защищая голову руками.

– выбравшись из здания, постарайтесь двигаться домой по обходному пути, чтобы избежать повторной давки при входе в метро или посадке в другой транспорт.

О мерах предосторожности на воде:

Чтобы избежать несчастного случая, надо знать и соблюдать меры предосторожности на воде.

– не употреблять спиртные напитки во время купания и не жевать жвачку во время нахождения в воде.

– для купания лучше выбирать места, где чистая вода, ровное песчаное дно, небольшая глубина, нет сильного течения и водоворотов, нет проезжающего по воде моторного транспорта.

– начинать купаться следует при температуре воздуха + 20-25*, воды + 17-19*С. Входить в воду надо осторожно, на неглубоком месте остановиться и окунуться с головой.

– в воде можно находиться 10-15 минут. Ни в коем случае не доводить себя до озноба, это вредно для здоровья. От переохлаждения в воде появляются опасные для жизни судороги, сводит руки и ноги. В таком случае нужно плыть на спине. Если растеряться и перестать плыть, то можно утонуть.

Часто вода попадает в дыхательное горло и мешает дышать. Чтобы избавиться от нее, нужно немедленно остановиться, поднять голову как можно выше над водой и сильно откашляться.

– плавая при волнении поверхности воды, нужно внимательно следить за тем, чтобы вдох происходил в промежутках между волнами. Плавая против волн, следует спокойно подниматься на крутую волну и скатываться с нее. Не заходить в воду при сильных волнах. Попав в сильное течение, не надо плыть против него, иначе можно легко выбиться из сил. Лучше плыть по течению, постепенно приближаясь к берегу.

– не ходить к водоему одному. Сидя на берегу закрывать голову от перегрева и солнечных ударов.

Не     следует подплывать к водоворотам – это самая большая опасность на воде. Она затягивает купающегося на большую глубину и с такой силой, что даже опытный пловец не всегда в состоянии выплыть.

Попав в водоворот, наберите побольше воздуха в легкие, погрузитесь в воду и сделайте сильный рывок в сторону по течению, всплывайте на поверхность. Запутавшись в водорослях, не делайте резких движений и рывков, иначе петли растений еще туже затянуться. Лучше лечь на спину и постараться мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыли. Если и это не поможет, то нужно, подтянув ноги, осторожно освободиться от растений руками.

– опасно подплывать к идущим пароходам, катерам, вблизи которых возникают различные водовороты, волны и течения.

– еще более опасно нырять в местах неизвестной глубины, так как можно удариться головой о песок, глину, сломать себе шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть. Не менее опасно прыгать головой в воду с плотов, пристани и других плавучих сооружений. Под водой могут быть сваи, рельсы, камни и осколки стекла. Нырять можно лишь там, где имеется для этого достаточная глубина, прозрачная вода, ровное дно.

– важным условием безопасности является соблюдение правил при катании на лодке. Нельзя выходить на озеро, реку на неисправной и полностью не оборудованной лодке, садиться на ее борта, пересаживаться с одного места на другое, а также переходить с одной лодки на другую, вставать во время движения. Если не умеете плавать, необходимо иметь спасательные средства. Не находиться на крутых берегах с сыпучим песком, чтобы не быть засыпанным.

Необходимо помнить, что соблюдение мер предосторожности - главное условие безопасности на воде.

При посещении леса необходимо соблюдать следующие правила:

– не ходить в лес одному;

– пользоваться компасом, не ходить в дождливую или пасмурную погоду;

– надевать резиновую обувь, брюки или спортивные штаны, заправив их в сапоги, от укусов змей и насекомых;

– надевать головной убор, закрывать шею и руки, от попадания клещей;

– пробираться через кусты и заросли осторожно, плавно раздвигая ветки и плавно опуская их;

– не курить и не разжигать костры, во избежание пожара, и не мусорить, пустые бутылки и осколки могут привести к возникновению пожара.

Помните, что лесные пожары являются чрезвычайно опасными. Причинами их возгорания становятся: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, самовозгорание сухой растительности и торфа, а также разряд атмосферного электричества.

Лесные пожары воздействуют на людей своим сильным психологическим эффектом. Известно, что паника среди людей служит причиной значительного числа жертв. Зная правила поведения, человек, застигнутый этим бедствием, в любой обстановке сможет не только выстоять, но и оказать помощь при спасении других людей.

При лесном пожаре надо опасаться высокой температуры, задымленности, падения подгоревших деревьев и провалов в прогоревшем грунте.

 

ЖЕЛАЕМ ВАМ ПРИЯТНОГО И БЕЗОПАСНОГО ОТДЫХА!!!

Читать далее

О вреде курительных смесей, спайсов

С самого начала необходимо раскрыть всю правду о вреде, которые оказывают курительные смеси на человеческий организм. Что такое вообще курительные смеси и вредны ли они? Если верить продавцам, то курительные смеси представляют собой обычные благовония, которые абсолютно безвредны. Наоборот, смеси оказывают релаксационный и антистрессовый эффект, и ни о какой зависимости не может быть речи.

Сегодня уже доказано, что большинство курительных смесей оказывают мощный психотропный эффект, а также при длительном воздействии на организм не исключено токсическое воздействие. У употреблявших курительные смеси людей выявлены многочисленные симптомы психоза, частыми спутниками которого являются временная глухота, нарушение речи и многое другое. И после этого вы еще сомневаетесь, что вред от миксов огромен?

История применения курительных смесей.

Растения, влияющие на сознание людей, появились в глубокой древности. Их использовали знахари, колдуны и шаманы в своих обрядах исцеления, предсказания будущего и общения с миром мертвых. В Азиатских странах дым курительных смесей использовался для медитации и вхождения в состояние транса. Для современного человека открытие курительных смесей (спайсов) произошло совсем недавно.

Уже с 2007 года рынок наполнился широким ассортиментом растений энтеогенов, непосредственно воздействующих на психику человека. Данный товар достаточно быстро приобрел популярность среди молодежи. Продажа спайсов велась легально, без каких-либо ограничений. Сбыт экзотического товара осуществлялся повсеместно, как в крупных супермаркетах, так и на прилавках небольших магазинов. Покупатель, введенный в заблуждение рекламой о целительных свойствах спайсов, с каждым днем усиливал потребительскую активность.

Первыми на скрытую угрозу распространения курительных смесей отреагировали страны Европы: Франция, Великобритания, Швейцария, Польша и Германия. Курительные смеси на рынках европейских стран появились задолго до поступления на Российский рынок. Их решение было однозначно и направлено на защиту здоровья нации. Указанные страны регламентировали полный запрет на продажу дурманящего зелья. В России же этот процесс занял более длительное время из-за несовершенства законодательства и сложности выявления психотропных веществ в составе спайсов.

На сегодняшний день существует множество мнений об источнике распространения курительных смесей. Кто-то винит прогрессивный Китай, иные уверены в причастности Голландии, Великобритании и массовых поставках зелья произведенного в лабораториях США. Данный вопрос и сейчас остается открытым. Ясно только одно, что запрет на курительные смеси принят и в России. Появилась реальная возможность борьбы с незаконной продажей психотропных препаратов, распространяемых в составе спайсов. Правоохранительные органы закрывают точки продажи, приостанавливают деятельность множества Интернет-ресурсов, занимающихся рекламой и торговлей курительных смесей.

Средства массовой информации усилено поднимают тему «Спайсов», приводя трагические случаи из реальной жизни, затрагивающие чувства большинства населения страны. Все чаще создаются команды добровольцев осуществляющих общественный контроль в сфере торговли, выявляющие места продажи курительных смесей.

 Курительные смеси. Что это такое?

Все курительные смеси имеют растительное происхождение. Как правило, для их производства используются листья, семена, корни, стебли или цветы различных растений. В дальнейшем для приданий психотропного эффекта натуральное сырье может подвергаться химической обработки. Продавцы же уверяют, что их товар является благовониями, не наносящими вреда здоровью человека.

Уже готовые курительные смеси фасуются в разноцветные пакетики размером 5 на 7,5 см. и массой около 3 грамм. Потребителю же внушаются мнимые лекарственные свойства: релаксация, повышение жизненного тонуса, антидепрессивное воздействие. При этом никакого документального подтверждения безопасности и качества большинства спайсов нет и быть не может. На практике же ввозимые смеси фактически не проверяются соответствующими органами Роспортебнадзора и попадают в магазины, как безобидные травы, вызывающие лишь положительные эмоции.

Употребление курительных смесей сродни наркомании. Ни один наркоман не осознает пагубное воздействие принимаемого наркотика, им движет лишь тяга приема очередной дозы и получение мимолетного удовольствия. Реабилитационный центр в данном случае лишь направляет человека, но в первую очередь все зависит от его волеизъявления.

Существует множество способов приема спайсов в организм. Все они связаны с вдыханием дыма, начиная от простой сигареты (самокрутки) и заканчивая сжиганием курительных смесей в особых лампах, наполняющих «ароматом» целые помещения. Курение возможно через пластмассовую бутылку и другие приспособления, созданные заядлыми «ценителями». Лица употребляющие спайсы используют особую терминологию, схожую с терминологией наркоманов «держит до 6 часов», «подсел на спайс» и прочие.

Курительные смеси не имеют научной классификации. Их исследование не проводилось из-за отсутствия законодательной базы. Однако потребители и продавцы делят их на три простые группы: слабые, средние и сильные. Также условно, спайсы делятся на две группы в зависимости от состава:

  • Натуральные. К данной группе можно отнести множество растений произрастающих в средней полосе России: «Алтей», «Кувшинка Белая», «Роза», «Клевер Луговой», «Пустырник», «Шалфей» и другие. В составе курительной смеси эти растения разбавляются экзотическими травами: «Канавалия Морская», «Индейский воин», «Голубой Лотос», «Макона Брава» и так далее. Многие из перечисленных растений содержат в своем составе наркотические и психотропные вещества. Так лист «Шалфея Предсказателей», содержит в себе сильнодействующее галлюциногенное вещество – сальвинорин. Семена «Гавайской Розы» оказывают ЛСД-воздействие, проявляющееся в стойкой депрессии, нарушении восприятия, мышления, отсутствие ориентации в пространстве. Цветки и листья «Голубого Лотоса» проявляют эффект «Экстази», в связи с большой концентрацией апоморфина.
  • Химически насыщенные. Из наиболее популярных курительных смесей полученных методом химической обработки можно выделить: «Chillin», «ZoHai» «Spice Diamond», «Yucatan Fire», «ZoHai». Эти спайсы содержат в себе синтетический галлюциноген, созданный в США. Его название «JWH-018» содержит в себе инициалы разработчика Джона Хоффмана. Возможно профессор Хоффман и не предполагал, но его синтетический каннабинойд «JWH-018» в 5 раз сильнее натурального аналога и в два раза быстрее вызывает зависимость у человека.
Все курительные смеси с синтетическими компонентами подлежат изъятию из незаконного оборота и запрещены к употреблению.

 О вреде спайсов

Медицинские умы всего мира открыто говорят о вреде курительных смесей. Из наиболее острых последствий приема зелья можно выделить:
Центральные нервные реакции. Обусловлены воздействием компонентов курительной смеси на головной мозг человека. При этом может возникать эйфория, неосознанные желания, отсутствие сосредоточенности, различные непроизвольные реакции (плачь, смех), галлюцинации. Неспособность курильщика управлять собственными эмоциями и действиями зачастую приводит к трагическим последствиям, одним из которых может быть смертельный исход.

Токсические реакции. Неконтролируемый прием в дыхательные пути большого количества токсичного дыма приводит к учащенному сердцебиению, повышению артериального давления, рвоте, судорогам, потери сознания. Зафиксированы случаи общей комы организма.

Местные реакции на слизистые оболочки. Курение спайсов, как и курение обычных сигарет вызывает раздражение дыхательных путей. Как следствие продолжительного вдыхания дыма: осиплость голоса, кашель, слезотечение. Возможно развитие хронических воспалительных заболеваний дыхательных путей: ларингиты, бронхиты, фарингиты. Не исключено возникновение злокачественных опухолей бронхов, гортани, глотки и ротовой полости.

Последствия приема спайсов отражаются не только на здоровье людей, но и на социальное развитие общества в целом: снижается трудоспособность населения, повышается криминализация, распадаются молодые семьи и др.

Курительные смеси все чаще стали причиной подростковых смертей. Подростки попадают в зависимость гораздо быстрее взрослых людей. Выявить опасный синтетический галлюциноген в крови пациента практически невозможно. Каннабинойды, содержащиеся в курительных смесях, прекрасно маскируются в балластных соединениях, что осложняет проведение масс-спектрального анализа с целью выявления психоактивных веществ. В противовес отсутствию исследовательской базы в экспертных учреждениях и учреждениях здравоохранения, производители спайсов имеют в своем арсенале современные лаборатории с постоянно обновляемой исследовательской базой. А ведь быстрое определение источника опасности может спасти чью-нибудь жизнь!

Рекомендуем хорошо подумать перед тем, как употреблять подобный

мусор и не рисковать собственным здоровьем ради сомнительного кайфа.

Читать далее

Первая помощь при обморожениях

Чаще подвергаются действию холода периферические части тела: пальцы ног и рук, а также нос, уши, щеки.

Обморожения возникают только при длительном воздействии холода, обычно в результате низкой температуры воздуха, а также при соприкосновении тела с холодным металлом на морозе, с жидким и сжатым воздухом или сухой углекислотой. Обморожение наступает при нулевой температуре воздуха, когда повышена влажность, сильный ветер, а на человеке промокшая одежда или обувь. Предрасполагают к обморожению общее состояние организма вследствие голодания, утомления или заболевания, а также алкогольное опьянение.

Различают четыре степени обморожения тканей:

  • Первая - покраснение и отек;
  • Вторая - образование пузырей;
  • Третья -  омертвение кожи и образование струпа;
  • Четвертая - омертвение части тела (пальцев, стопы).

 НЕЛЬЗЯ:

  • Быстро согревать обмороженные места (обкладывание грелками, горячий душ, теплая ванна, интенсивное растирание, согревание у открытого огня и т.п.), так как при этом пораженные ткана, нагреваясь, но не получая из крови кислорода, чернеют и отмирают;
  • Растирать обмороженные участки снегом из-за повреждения мелкими льдинками поверхности кожи и занесения инфекции;
  • Употреблять для согревания алкоголь (он вызывает сначала расширение, а затем резкое сужение кровеносных сосудов и ухудшение снабжения пораженных участков кислородом);
  • Натирать обмороженные участки тела жиром, так как это нарушает кожное дыхание и препятствует выводу из пор продуктов распада пораженных тканей.

ПОМНИТЕ: спасти обмороженные ткани можно, только немедленно обратившись в хирургическое отделение ближайшей больницы!

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ:

  • При обморожении (чувство жжения, покалывания, онемения) осторожно разотрите обмороженный участок рукой или шерстяным шарфом. Снимите перчатки или обувь, руки согрейте дыханием и легким массажем, а стопы ног разотрите в направлении сверху вниз.
  • При сильном обморожении (потеря чувствительности, боль, бледная и холодная кожа) укутайте пораженное место, теплыми вещами или по возможности несколькими слоями ваты, марли, полиэтилена и постарайтесь быстрее добраться до теплого помещения. Немедленно сами или с помощью соседей вызовите врача. Повязку не снимайте, иначе в результате перепада температур нарушится нормальное кровообращение в тканях.
  • Пейте любой горячий напиток (сладкий чай, кофе, молоко), примите таблетку аспирина и анальгина, а также 2 таблетки но-шпы, 15-20 капель корвалола или валокордина , под язык положите таблетку валидола или нитроглицерина и ждите врача. 
Читать далее

Безопасность при проведении новогодних праздников

Памятка по мерам безопасности при проведении новогодних и рождественских праздников

При проведении новогодних и рождественских праздников каждому из нас необходимо уделить большое внимание вопросам соблюдения правилам пожарной безопасности. Практика показывает, что несоблюдение и нарушение правил пожарной безопасности порой приводит к самым трагическим последствиям, связанных с гибелью людей, уничтожением материальных ценностей в огне пожаров.

Что необходимо знать и выполнять:

1.   Ёлка должна устанавливаться на устойчивом основании, ветки и верхушка ёлки не должна касаться стен и домашних вещей.

2.   Не устанавливайте ёлку вблизи отопительных приборов, не обкладывайте ёлку ватой, не зажигайте на ёлке свечей, не допускайте зажигания в помещениях бенгальских огней, хлопушек и пользования открытым огнем вблизи ёлки;

3.   Не допускайте игр детей в маскарадных костюмах из марли, ваты и бумаги, не пропитанных огнезащитным составом;

4.   Электрические гирлянды должны быть заводского изготовления и полностью исправными;

5.   Не позволяйте детям самостоятельно использовать пиротехнические изделия, включать электрогирлянду.

При возникновении пожара сообщить в пожарную охрану по телефону:

101 - с городского аппарата.

Выполняйте наши рекомендации и будьте осторожны с огнём. Желаем Вам проведения безопасных праздников.

            

ИНСТРУКЦИЯ 

по безопасному применению бытовых пиротехнических изделий

Общие рекомендации по запуску фейерверочных изделий:

1.     Категорически запрещается запускать пиротехнические изделия при постоянном или порывистом ветре (ограничения по скорости ветра приведены на этикетке каждого конкретного изделия).

2.     Определить место расположения зрителей. Зрители должны находиться за пределами опасной зоны. Оптимальное расстояние составляет не менее 30-50 м.

3.     Определить человека, ответственного за проведение фейерверка. Он должен быть трезвым. Никогда не запускайте пиротехнику, находясь в нетрезвом состоянии, - реакция при запуске фейерверков нужна не хуже, чем при управлении автомобилем.

4.     Запускающий должен заранее разместить и надежно закрепить изделия в соответствии с инструкциями по использованию и быть готовым оперативно отреагировать в случае возникновения непредвиденной ситуации.

5.     При поджиге изделий нельзя держать их в руках, наклоняться над изделиями. Фитиль следует поджигать с расстояния вытянутой руки. После окончания работы изделия нельзя подходить к нему как минимум 10 мин.

6.     Никогда не ленитесь лишний раз прочитать инструкцию на изделии. Каким бы Вы ни были «асом» в пиротехнике, помните, что даже знакомое и обычное на вид пиротехническое изделие может иметь свои особенности.

7.     Ракеты и летающие фейерверочные изделия следует запускать вдали от жилых домов, построек с ветхими крышами или открытыми чердаками.

8.     Устроитель фейерверка должен после поджига изделий немедленно удалиться из опасной зоны, повернувшись спиной к работающим изделиям.

9.     И, наконец, главное правило безопасности: никогда не разбирайте фейерверочные изделия - ни до использования, ни после!

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО разбирать, дооснащать или каким-либо другим образом изменять конструкцию пиротехнического изделия до и после его использования.

Помимо вышеперечисленного при обращении с пиротехническими изделиями ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • использовать пиротехнические изделия лицам, моложе 18 лет без присутствия взрослых.
  • курить рядом с пиротехническим изделием.
  • механически воздействовать на пиротехническое изделие.
  • бросать, ударять пиротехническое изделие.
  • бросать пиротехнические изделия в огонь.
  • применять пиротехнические изделия в помещении (исключение: бенгальские огни, тортовые свечи, хлопушки).
  • держать работающее пиротехническое изделие в руках (кроме бенгальских огней, тортовых свечей, хлопушек).
  • использовать пиротехнические изделия вблизи зданий, сооружений, деревьев, линий электропередач и на расстоянии меньшем радиуса опасной зоны.
  • наклоняться над пиротехническим изделием во время поджога фитиля, а так же во время работы пиротехнического изделия.
  • в случае затухания фитиля поджигать его ещё раз.
  • подходить и наклоняться над отработавшим пиротехническим изделием в течение минимум 5 минут после окончания его работы.
Читать далее

Безопасность на водных объектах в зимний период

Правила поведения на льду:

 1.   Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).

2.   При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами.

3.   Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.

4.   При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.

5.   При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).

6.   Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.

7.   Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалится.

8.   На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20 - 25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее под мышки.

9.  Убедительная просьба родителям: не отпускайте детей на лед (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без присмотра.

Одна из самых частых причин трагедий на водоёмах - алкогольное опьянение. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными.

Спасение на водных объектах зимой

Самоспасение:

  • Не поддавайтесь панике.
  • Не надо барахтаться и наваливаться всем телом на тонкую кромку льда, так как под тяжестью тела он будет обламываться.
  • Широко раскиньте руки, чтобы не погрузиться с головой в воду
  • Обопритесь локтями об лед и, приведя тело в горизонтальное положение, постарайтесь забросить на лед ту ногу, которая ближе всего к его кромке, поворотом корпуса вытащите вторую ногу и быстро выкатывайтесь на лед.
  • Без резких движений отползайте как можно дальше от опасного места в том направлении, откуда пришли;
  • Зовите на помощь.
  • Удерживая себя на поверхности воды, стараться затрачивать на это минимум физических усилий. (Одна из причин быстрого понижения температуры тела - перемещение прилежащего к телу подогретого им слоя воды и замена его новым, холодным. Кроме того, при движениях нарушается дополнительная изоляция, создаваемая водой, пропитавшей одежду).
  • Находясь на плаву, следует голову держать как можно выше над водой. Известно, что более 50% всех теплопотерь организма, а по некоторым данным, даже 75% приходится на ее долю.
  • Активно плыть к берегу, плоту или шлюпке, можно, если они находятся на расстоянии, преодоление которого потребует не более 40 мин.
  • Добравшись до плавсредства, надо немедленно раздеться, выжать намокшую одежду и снова надеть.
  • Если вы оказываете помощь:
  • Подходите к полынье очень осторожно, лучше подползти по-пластунски.
  • Сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность.
  • За 3-4 метра протяните ему веревку, шест, доску, шарф или любое другое подручное средство.
  • Подавать пострадавшему руку небезопасно, так как, приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться. Первая помощь при утоплении:
  • Перенести пострадавшего на безопасное место, согреть.
  • Повернуть утонувшего лицом вниз и опустить голову ниже таза.
  • Очистить рот от слизи. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов - добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка (нельзя терять время на удаления воды из легких и желудка при отсутствии пульса на сонной артерии).
  • При отсутствии пульса на сонной артерии сделать наружный массаж сердца и искусственное дыхание.
  • Доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

  Отогревание пострадавшего:

1.     Пострадавшего надо укрыть в месте, защищенном от ветра, хорошо укутать в любую имеющуюся одежду, одеяло.

2.     Если он в сознании, напоить горячим чаем, кофе. Очень эффективны грелки, бутылки, фляги, заполненные горячей водой, или камни, разогретые в пламени костра и завернутые в ткань, их прикладывают к боковым поверхностям грудной клетки, к голове, к паховой области, под мышки.

3.     Нельзя растирать тело, давать алкоголь, этим можно нанести серьезный вред организму. Так, при растирании охлажденная кровь из периферических сосудов начнет активно поступать к "сердцевине" тела, что приведет к дальнейшему снижению ее температуры.

4.     Алкоголь же будет оказывать угнетающее действие на центральную нервную систему.

Это надо знать.

 Выживание в холодной воде.

1.     Известно, что организм человека, находящегося в воде, охлаждается, если ее температура ниже 33,3°С. Теплопроводность воды почти в 27 раз больше, чем воздуха, процесс охлаждения идет довольно интенсивно. Например, при температуре воды 22°С человек за 4 мин теряет около 100 калорий, т.е. столько же, сколько на воздухе при той же температуре за час. В результате организм непрерывно теряет тепло, и температура тела, постепенно снижаясь, рано или поздно достигнет критического предела, при котором невозможно дальнейшее существование.

2.     Скорость снижения температуры тела зависит от физического состояния человека и его индивидуальной устойчивости к низким температурам, теплозащитные свойства одежды на нем, толщина подкожно-жирового слоя.

3.     Важная роль в активном снижении теплопотерь организма принадлежит сосудосуживающему аппарату, обеспечивающему уменьшение просвета капилляров, проходящих в коже и подкожной клетчатке.

Основные причины смерти человека в холодной воде:

  • Переохлаждение, так как тепла, вырабатываемого организмом, недостаточно чтобы возместить теплопотери.
  • Смерть может наступить в холодной воде, иногда гораздо раньше, чем наступило переохлаждение, причиной этого может быть своеобразный "холодовый шок", развивающийся иногда в первые 5-15 мин после погружения в воду.
  • Нарушение функции дыхания, вызванное массивным раздражением холодовых рецепторов кожи.
  • Быстрая потеря тактильной чувствительности. Находясь рядом со спасательной лодкой, терпящий бедствие иногда не может самостоятельно забраться в нее, так как температура кожи пальцев падает до температуры окружающей воды.

 

 

 

Читать далее

Правила безопасного поведения на воде

Лето - прекрасная пора для отдыха, а вода - чудесное средство оздоровления организма. Но купание приносит пользу лишь при разумном ее использовании. Умение хорошо плавать - одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде. Начинать купание следует при температуре воды не ниже 18 градусов и при ясной безветренной погоде при температуре воздуха 25 и более градусов.

Не рекомендуется купаться ранее, чем через 1,5 часа после еды.

Не следует входить в воду уставшим, разгоряченным или вспотевшим.

Если Вы плохо плаваете, не доверяйте надувным матрасам и кругам.

Паника - основная причина трагедий на воде. Никогда не поддавайтесь панике.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ!

 - купаться можно только в разрешенных местах;

- нельзя нырять в незнакомых местах - на дне могут оказаться притопленные бревна, камни, коряги и др.;

- не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина;

- не отплывайте далеко от берега на надувных плавсредствах - они могут оказаться неисправными, а это очень опасно даже для умеющих хорошо плавать;

- нельзя цепляться за лодки, залезать на знаки навигационного оборудования - бакены, буйки и т.д.;

- нельзя подплывать к проходящим судам, заплывать за буйки, ограничивающие зону заплыва, и выплывать на фарватер;

- нельзя купаться в штормовую погоду или в местах сильного прибоя;

- если вы оказались в воде на сильном течении, не пытайтесь плыть навстречу течению. В этом случае нужно плыть по течению, но так, чтобы постепенно приближаться к берегу;

- если вы попали в водоворот, наберите побольше воздуха, нырните и постарайтесь резко свернуть в сторону от него;

- если у Вас свело судорогой мышцы, ложитесь на спину и плывите к берегу, постарайтесь при этом растереть сведенные мышцы. Не стесняйтесь позвать на помощь;

- нельзя подавать крики ложной тревоги.

 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ВОДЕ

 - когда купаешься, поблизости от тебя должны быть взрослые;

- нельзя играть в тех местах, откуда можно упасть в воду;

- не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо;

- не ныряй в незнакомых местах;

- не заплывай за буйки;

- нельзя выплывать на судовой ход и приближаться к судну;

- не устраивай в воде игр, связанных с захватами;

- нельзя плавать на надувных матрасах и камерах (если плохо плаваешь);

- не пытайся плавать на бревнах, досках, самодельных плотах;

- если ты решил покататься на лодке, выучи основные правила безопасного поведения в этом случае;

- необходимо уметь правильно управлять своими возможностями.

 МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ЛОДКАМИ

Катание на гребных и моторных лодках (катерах) только под руководством взрослых. К управлению моторными катерами и лодками допускаются лица, имеющие специальные права на самостоятельное управление плавсредствами.

При катании запрещается:

- перегружать катер, лодку сверх установленной нормы;

- пользоваться лодкой детям до 16 лет без сопровождения взрослых;

- брать в лодку детей, не достигших 7 лет;

- прыгать в воду и купаться с лодки;

- сидеть на бортах, переходит с места на место и пересаживаться на другие катера, лодки;

- кататься в вечернее и ночное время;

- подставлять борт лодки параллельно идущей волне;

- кататься около шлюзов, плотин, плотов;

- останавливаться около мостов и под мостами.

Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке:

  • Запрещается управлять лодкой в нетрезвом состоянии.;
  • Посадку в лодку производить, осторожно ступая посреди настила;
  • Располагаться в лодке нужно равномерно только на штатных сидениях;
  • Нельзя садиться на борт лодки, это может привести к её переворачиванию;
  • Меняться местами, переходить из лодки в лодку необходимо без резких движений, только у берега;
  • Нельзя прыгать из лодки на берег или мостик;
  • Нельзя раскачивать лодку и нырять с неё;
  • Запрещается кататься на лодке детям до 16 лет, без сопровождения взрослых;
  • Нельзя перегружать лодку сверх нормы;
  • Нельзя пересекать курс моторных судов, близко находиться к ним;
  • Опасно подставлять борт лодки параллельно идущей волне. Волну надо «резать» носом лодки поперёк или под углом;
  • Необходимо соблюдать осторожность на мелководье в незнакомых местах, следить за торчащими из воды предметами и расставленными сетями.

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ТОНУЩЕМУ ЧЕЛОВЕКУ

Бросьте тонущему человеку плавающий предмет, ободрите его, позовите помощь.

Добираясь до пострадавшего вплавь, учтите течение реки.

Если тонущий не контролирует свои действия, подплывите к нему сзади и захватив его за голову, под руку, за волосы, буксируйте к берегу.

На берегу необходимо оказать пострадавшему доврачебную помощь, ликвидировать кислородную недостаточность, применять меры

При попадании жидкости в дыхательные пути:

  • положите пострадавшего животом на согнутое колено;
  • проведите очистку от слизи, слюны носовой полости и носоглотки;
  • путем сдавливания грудной клетки удалите воду, попавшую в дыхательные пути;
  • после этого пострадавшего уложите на спину и при отсутствии дыхания или сердечной деятельности проведите искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

 ПОМНИТЕ!

Нарушение правил безопасного поведения на воде - это главная причина гибели людей, в том числе детей!

 

 

Читать далее

Общая литература по туризму

 

1. Общие вопросы туризма. Учебная и справочная литература.

  1. Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе. М., 1973.
    Книга о методике организации туристских походов со школьниками. 
  2. Берман А.Е. Юный турист. М., 1977.
    Книга о том, как организовать и провести пешие, водные, и лыжные путешествия с детьми. Будет полезна при подготовке уроков, особенно в младших классах.
  3. Ганопольский В.И. Времена года, или Приглашение к путешествию. Мн., 1981. Небольшая книга о туризме для начинающих. Рекомендации по организации и проведению ближних и дальних походов во все времена года.
  4. Ганопольский В.И. Уроки туризма: Пособие для учителей. Мн.,1998. Изложена программа и план обучения школьников туризму, даны разработки уроков по каждой теме. Адресуется учителям общеобразовательных школ, преподавателям профессионально-технических и средних специальных заведений, а также студентам педагогических специальностей.
  5. Гранильщиков Ю.В. Семейных туризм. М., 1983.
    Книга об основах методики организации, подготовки и проведения семейных туристских походов.
  6. Карманный справочник туриста. М., 1985.
    Справочно-информационное пособие для организаторов и участников туристских походов.
  7. Потресов А.С. Спутник юного туриста. М., 1967.
    Книга является отличным методическим пособием по конкретным вопросам организации и проведения туристских походов со школьниками.
  8. Следопыт. Библиотека туриста. М., 1976.
    В книге охватываются практически все формы в виде наблюдений, которые могут осуществляться в условиях туристских походов.
  9. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры. М. 1987.
    Первый учебник по спортивному туризму и по спортивному ориентированию.

 2. Виды спортивного туризма. Организация и проведение спортивных туристских походов.

  1. Булгаков А.А. Велосипедный туризм для всех. М., 1984.
    В книге изложены основы организации велотуристских мероприятий, методика подготовки и проведения велотуристских походов.
  2. Водный туризм. М., 1990.
    Книга содержит большую информацию о развитии воднотуристского спорта.
  3. Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. М., 1974.
    В книге рассматриваются вопросы организации и тактики горнотуристских походов и содержится детальный анализ особенностей походов, совершаемых туристскими группами в высокогорных районах.
  4. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. М., 1988.
    Книга – энциклопедия лыжного туризма. Содержит все, что касается организации и проведения лыжных спортивных походов, включая детальный анализ снаряжения туриста-лыжника.
  5. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. М., 1987.
  6. Турист. Библиотека туриста. М., 1974.
    Книга освещает как общие вопросы туристской подготовки, так и конкретно по всем видам спортивного туризма, а также специальные (первая медицинская помощь, спасательные работы, аварийные ситуации).
  7. Туристские спортивные маршруты. Перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989 – 1992 годы. М., 1989. Книга представляет собой ценное методическое пособие. Является фундаментальной основой спортивного туризма.
  8. Школа альпинизма. Начальная подготовка. М., 1989.
    В книге рассматривается содержание спортивно-туристской деятельности, осуществляемой в горах, и многие другие вопросы подготовки туристов.

3. Топографическая подготовка и техника ориентирования.

  1. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М., 1983.
    Книга помогает разобраться в вопросах спортивной картографии, методологии спортивного ориентирования и методике подготовки спортивной карты.
  2. Алешин В.М., Иванов Е.И., Колесников А.А. Судейство соревнований по ориентированию на местности. М., 1970.
    Книга о методике проведения соревнований по ориентированию на местности.
  3. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристическая топография. М., 1985. Книга – пособие по разделу топографической подготовки туристов и вопросам ориентирования на туристских маршрутах.
  4. Бубнов И.А. и др. Военная топография. М., 1969.
    Учебник по топографии.
  5. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. М., 1981.
    Книга содержит всесторонний анализ видов спортивного ориентирования.
  6. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. М., 1985.
    Книга о системе подготовки и спортивной тренировки ориентировщиков – от новичков до мастеров.
  7. Куприн А.М. С картой и компасом. М., 1981.
    Популярное пособие по топографической подготовке и ориентированию на местности.
  8. Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков-разрядников. М., 1984. 
  9. Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. М., 1973.
    В книге собраны и систематизированы различные сведения об ориентировании в пространстве и во времени, хороший справочный материал.
  10. Огородников В.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов-ориентировщиков. М., 1978.
  11. Спортивное ориентирование. Правила соревнований. М., 1987.
  12. Эдельштейн А.В. Как создается карта. М., 1978.
    Популярное пособие, освещающее вопросы истории картографии, методики и технологии создания карты и пользования ею, в том числе при ориентировании на местности.

 

4. Жизнеобеспечение участников туристических походов
(климат и похода, одежда, снаряжение).

  1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М., 1983.
    Книга об экологии человека, в частности о его здоровье, возможностях адаптироваться к различным условиям окружающей среды, биоритмам, а также работоспособности.
  2. Бринк И.Ю., Бондарец М.П. Ателье туриста. М., 1990.
    Книга о технологии изготовления туристской одежды. Рассказывается также о страховочном снаряжении и методах испытания его на прочность.
  3. Вайсберг Дж. Погода на земле. Метеорология. Л., 1980.
    Книга о климате и погоде.
  4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М., 1980. Книга является ценным пособием, освещаемым вопросы жизнедеятельности человека в экстремальных условиях природной среды.
  5. Данилова Н.А., Кеммерих А.О. Времена года. М., 1973.
  6. Данилова Н.А. Климат и отдых в нашей стране. М., 1980.
  7. Данилова Н.А. Природа и наше здоровье. М., 1977.
    Книга содержит очень интересный материал по вопросам жизнедеятельности человека, влияния природной среды на состояние его организма.
    Эти три книги (пп.5–7) освещают не просто вопросы климатологии, а один из важнейших аспектов экологии человека – биоклиматологию.
  8. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М., 1988.
    Справочное пособие об оказании доврачебной помощи в условиях туристских походов.
  9. Питание в туристском походе. М., 1986.
    В книге содержится справочный материал, который касается и характеристики продуктов питания, и особенности питания в горных, водных, лыжных походах разной сложности, и снаряжения для туристской кухни.
  10. Самодельное снаряжение для лыжного туризма. М., 1988.
  11. Самодельное туристское снаряжение. М., 1986.
  12. Снаряжение туриста-водника. М., 1986. Эти четыре книги (пп. 2, 10–12) – обобщение туристской деятельности в области разработки, изготовления и применения самодеятельного туристского снаряжения.
  13. Супруненко Ю.П. Гора навстречу. М., 1989.
  14. Супруненко Ю.П. Эти удивительные горы. М., 1987.
    Эти две книги (13–14) в популярной и занимательной форме знакомят читателей с горами, с опасностями гор, горной болезнью.
  15. Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. М., 1987.
    Книга рассказывает о физиологии туристской деятельности, ее оздоровительной эффективности, о гигиене, самоконтроле и об оказании доврачебной помощи участникам туристских походов.

5. География туризма. Историко-географическое и туристское литературоведение.

  1. Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания. Мн., 1985. Учебное пособие по вопросам географии туризма, рекреационному районированию и анализу рекреационных ресурсов территорий.
  2. Путрик Ю.С., Свешников В.В. Туризм глазами географа. М., 1986. Популярное издание, рассказывающее о том же, но другим языком и на другом материале.
  3. Фрадкин Н.Г. Образ Земли. М., 1974.
  4. Фрадкин Н.Г. Необыкновенные путешествия. М., 1978. Эти две книги (пп. 3–4) популярные издания по вопросам историко-географического литературоведения.

6. Туристско-прикладные многоборья.

  1. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм. М., 1990. В книге излагаются Правила соревнований и методические рекомендации по их проведению по технике пешеходного туризма.
  2. Методические рекомендации по организации соревнований по технике водного туризма. М., ЦРИБ “Турист”, 1977.
    Рекомендации интересны с точки зрения истории методики проведения соревнований по технике водного туризма.
  3. Организация и проведение соревнований по лыжному туризму. М., ЦРИБ “Турист”, 1988. Методика проведения соревнований, описанная в книге, устарела и не соответствует принципам, положенным в основу Правил соревнований по туристско-прикладным многоборьям. Книга интересна по тем же соображениям, что и предыдущая.
  4. Правила соревнований по туристской технике. М., “Турист”, 1990. Книга вышла небольшим тиражом. До ее выхода правила соревнований издавались раздельно по технике каждого вида туризма. Содержание и положения этих правил полностью включены в Правила соревнований по туристско-прикладному многоборью.
  5. Соревнования по технике горного туризма. Методические рекомендации. М., ЦРИБ “Турист”, 1983. Настоящие методические рекомендации важны для понимания планирования и подготовки дистанций по горно-пешеходной технике.  
  6. Федоров Н.Ф., Водолажский В.П., Алексеев Н.И. Соревнования туристов-водников. М., 1980. Методическое пособие по организации соревнований, методике планирования и оборудования дистанций соревнований.
  7. Альпинизм. Правила совершения восхождений и проведения соревнований. М., 1990.
  8. Антонович И.И. Спортивное скалолазание. М., 1978.
    Методическое пособие по проведению соревнований по спортивному скалолазанию.
  9. Ахраменко А.Т. Гребной слалом. Мн., 1992.
    Пособие по истории гребного слалома, дистанции соревнований.
  10.  Гребной слалом на байдарках и каноэ. Правила соревнований. М., 1985.
  11. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М., 1995.
  12. Пиратинский А.Е. Подготовка скалолаза. М., 1987.
  13. Русский турист. Сборник нормативных документов по спортивному туризму. М., 1996.
  14. Туристско-прикладные многоборья. Правила соревнований. Мн., 1998.

 

Читать далее

О разработке образовательной программы

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О разработке учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи

 

1. Нормативно-правовой аспект.

В соответствии со Статьей 229 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется по профилям, которые включают в себя направления деятельности и определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

В соответствии со Статьей 239 Кодекса учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи включает в себя:

1.1. типовые программы дополнительного образования детей и молодежи;

1.2. типовые учебные планы детских школ искусств;

1.3. типовые учебные программы детских школ искусств;

1.4. программы объединений по интересам;

1.5. экспериментальные программы дополнительного образования детей и молодежи;

1.6. индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодежи.

2. Содержание учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на социальное развитие учащихся, укрепление их физического и психического здоровья, адаптацию к условиям современной жизни, позволяет обеспечивать реальное непрерывное образование, сохранение единого образовательного пространства и устранение потери образовательного ресурса при переходе учащихся к следующей ступени образования.

3. Примерные требования к учебно-программной документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи характеризует педагогическую концепцию деятельности объединения (клуба, студии, секции, мастерской, кружка, отряда, школы юных и т. д.) по интересам, в которой раскрываются цели, задачи, содержание деятельности, этапы реализации, последовательность их осуществления, информационное, технологическое и ресурсное, методическое обеспечение образовательного процесса.

Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи должна соответствовать уровню образования, профилям (направлениям деятельности), современным образовательным технологиям, дидактическим принципам обучения:

- принцип индивидуальности, доступности, последовательности (предполагает построение содержания учебного процесса от простого к сложному);

- принцип научности (содержание деятельности объединений по интересам должно опираться на современные научные достижения); принцип природосообразности (содержание и технология педагогического взаимодействия должны соответствовать возрастным, половым, индивидуальным особенностям учащихся);

- принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения);

- принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с учащимися);

- принцип результативности (что знает, и что будет уметь каждый учащийся по результатам взаимодействия с педагогом, реализующим программу);

- принцип актуальности (предполагает максимально приближенное содержание про граммы к реальным условиям жизни и деятельности учащихся);

- принцип межпредметности (междисциплинарность содержания педагогического взаимодействия, осуществление межпредметных связей);

- принцип культуросообразности (соответствие программы, времени, сложившейся социокультурной ситуации, особенности страны, региона, учреждения дополнительного образования детей и молодежи);

- принцип учета возрастных особенностей и особенностей психофизического развития учащихся.

Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи – это образовательный маршрут учащегося учреждения образования, при прохождении которого он может выйти на более высокий уровень дополнительного образования, прогнозируемый педагогом.

Учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи реализуется в свободное от основной учебной нагрузки время в учреждениях образования и должна исключать общее повышение учебной нагрузки и утомляемости учащихся, соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Ответственность за реализацию образовательной программы несет учреждение дополнительного образования детей и молодежи в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Предусмотренные методы оценки результата образовательной деятельности должны оказывать положительное влияние на самооценку, обеспечивать эмоциональную среду и стимулировать мотивацию учащихся к познанию, творчеству.

4. Классификация учебно-программной документации.

Типовые программы дополнительного образования детей и молодежи разрабатываются Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи не задает строгого объема содержания образования и не связывает с конкретными педагогическими направлениями, технологиями и методиками. В таком представлении своего содержания типовая программа не сковывает творческой инициативы авторов программ объединений по интересам, предусматривает для них широкие возможности в реализации своих взглядов и идей на построение образовательного процесса, выборе.

Программа объединения по интересам (базовая и на повышенном уровне) определяет:

  • цели и задачи изучения содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля (технического, спортивно-технического, туристско-краеведческого, эколого-биологического, физкультурно-спортивного, художественного социально-экономического, социально-педагогического, культурно-досугового, военно-патриотического, естественно-математического, общественно-гуманитарного или иным определяемым положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи);
  • уровни их изучения (базовый, повышенный);
  • срок реализации программы;
  • учебно-тематический план;
  • время, отведенное на изучение тем, учебных предметов или учебных дисциплин;
  • виды занятий;
  • формы и методы обучения и воспитания при реализации программы.

          Содержание образовательной программы должно быть ориентировано на:

  • создание условий для развития личности учащегося;
  • активизацию процесса саморазвития;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия учащегося;
  • приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности; • укрепление психического и физического здоровья.

            Рекомендуем при разработке программ объединений по интересам учитывать:

           1. Нормативно-правовые документы государства и отрасли в сфере дополнительного образования детей и молодежи (Кодекс Республики Беларусь об образовании, государственные и республиканские про граммы в сфере молодежной политики, инструктивно-методические письма Министерства образования по идеологической и воспитательной работе, по организации дополнительного образования детей и молодежи и т.п.).

           2. Программа является стратегическим документом, отвечающим таким требованиям, как: актуальность (отражает стратегию образования); прогностичность; рациональность (способствует достижению цели в конкретных условиях, на основе имеющихся ресурсов); реалистичность; целостность и последовательность; контролируем ость и корректируемость.

           3. Программа должна учитывать последние достижения педагогической науки и практики; современные требования к образовательному процессу в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи; особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования.

            Программа объединения по интересам должна пройти внутреннюю экспертизу и рецензирование, быть одобрена педагогическим (методическим) советом и утверждена приказом директора учреждения дополнительного образования детей и молодежи.

Программа объединения по интересам на базовом уровне разрабатывается коллективами или отдельными педагогами дополнительного образования на базе типовой образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и является основой деятельности объединений по интересам. Утверждается руководителем учреждения образования по согласованию с его учредителем (для государственных учреждений образования) или по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом соответствии с Кодексом.

Программа объединения по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины разрабатывается коллективами или отдельными педагогами дополнительного образования на базе типовой образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и утверждается Министерством образования Республики. Беларусь.

Экспериментальная программа дополнительного образования детей и молодежи апробируется в учреждении дополнительного образования детей и молодежи, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность. Разрабатывается организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение, и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Индивидуальная программа дополнительного образования детей и молодёжи разрабатывается коллективами или отдельными педагогами учреждений дополнительного образования детей и молодежи на базе типовой образовательной программы и является основой при организации образовательного процесса индивидуально.

5. Структура образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи:

1. Титульный лист.

На титульном листе рекомендуется указывать: наименование учреждения образования; где, когда и кем утверждена; название программы; возраст детей, на которых рассчитана; уровень (базовый, повышенный); срок реализации; ФИО автора (ов), год разработки.

2. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи, направления деятельности, возрастная категория, на которую рассчитана программа, рекомендуемые формы и методы проведения занятий).

3. Учебно-тематический план (название образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин и количество часов на каждую образовательную область, тему, учебный предмет, учебную дисциплину, общее количество часов, а также количество часов на теоретические и практические занятия).

4. Содержание (краткое изложение каждой темы, позволяющее раскрыть содержание занятий (теоретических и практических)).

5. Ожидаемые результаты (овладение новыми знаниями и способами деятельности; развитие интереса и познавательных способностей учащихся, формирование представлений, опыта творческой деятельности, формы представления результатов реализации и др.).

6. Методическое обеспечение образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, конкурсов, конференций и т.д.); дидактический и лекционный материалы; методики, и др.

7. Список использованной литературы.

 

Читать далее

Требования к занятию объединения

Рекомендации для педагогов
дополнительного образования.

Современное занятие объединения по интересам–целенаправленный процесс обучения, воспитания, развития с постоянным составом учащихся по твердому расписанию с единой для всех образовательной программой дополнительного образования детей и молодежи; это – динамичная и вариативная форма организации совместной деятельности педагога и учащихся.

Общие требования к занятию объединения по интересам:

  • Обеспечение максимальных условий для продуктивной познавательной и творческой деятельности учащихся с учетом их интересов, потребностей и способностей;
  • Формирование мотивации к самопознанию и саморазвитию, активизация всех сфер личности учащегося;
  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;
  • Эффективное использование педагогических средств, достижений науки, передовой педагогической практики.

Каждое занятие должно быть направлено на достижение цели: обучить, воспитать, развить. В соответствии с этим конкретизируются дидактические, воспитательные и развивающие требования к занятию.Дидактические: четкое определение задач; оптимизация содержания занятия с учетом личностных потребностей учащихся; внедрение новых педагогических технологий; сочетание различных форм и видов деятельности (коллективной, индивидуальной); контроль и управление образовательным процессом; воспитательные: определение воспитательных возможностей темы занятия, и постановка тех воспитательных задач, которые помогают формированию у учащихся таких качеств как: аккуратность, исполнительность, ответственность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, коллективизм и др, со стороны педагога- внимательность, чуткость, педагогический такт, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их личностных успехах; к развивающим требованиям относятся: формирование и развитие мотивации к познавательно-творческой деятельности, творческой инициативы, активности; изучение и учет психологических особенностей учащихся, прогнозирование творческого, эмоционального, интеллектуального, социального развития учащихся.
Начинающему педагогу дополнительного образования необходимо научиться правильно планировать каждое занятие (может быть, на первых порах, составлять для себя подробный план-конспект).
Сложившаяся на практике структура занятия представляет последовательность этапов: организационный, подготовительный, основной, итоговый, рефлексивный. Для повышения эффективности образовательного процесса все этапы должны быть объективно взаимосвязаны, однако, их последовательность на ином занятии может быть различна. Например, принято начинать занятие с актуализации уже усвоенных знаний, приемов, навыков, педагог же с целью мотивации учащихся к самостоятельному решению определенного задания, проблемы начинает занятие с ролевой, деловой игры, самостоятельной работы с применением полученных знаний и умений, создания проблемной ситуации, творческого проекта. Безусловно, все это должно быть логически связано с предыдущими занятиями. Такой подход современен, он исключает шаблонность в проведении занятия объединения, расширяет рамки творчества педагога и учащихся.
Все вышесказанное касается организационной основы занятия, методическая основа его обязывает педагога планировать все виды деятельности, в том числе с применением определенных (описать каких) методов, приемов, технологий.

Примерный план занятия может быть следующим:

Дата
Тема
Цель занятия
Оборудование, дидактические материалы, технические средства обучения и т.п.
Ход занятия (содержательное наполнение каждого этапа):

  • организационный (приветствие, организация внимания учащихся);
  • подготовительный (озвучивание темы, цели занятия, актуализация знаний учащихся по теме);
  • основной (организация продуктивной деятельности учащихся, вид/ы деятельности;
  • итоговый (подведение итогов, в какой форме);
  • рефлексия (в какой форме).

Эффективность планирования зависит от знания педагогом особенностей образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, состава учащихся, их индивидуальных возможностей, от учета всех ресурсов, от положительного имиджа самого педагога (педагогический такт, оптимизм, эмоциональная отзывчивость, вера в своих учащихся и поддержка их инициатив и самостоятельности, увлеченность своим предметом и многое другое).
Для успешного планирования занятия, видения перспектив, устранения недочетов педагогу очень важно осуществлять самоанализ занятия. Для этого рекомендуем ответить (самому себе) на следующие вопросы:
- добился ли я цели, которую ставил?
- какова была атмосфера занятия?
- соответствовал ли объем материала качеству его усвоения?
- насколько эффективны были применяемые методы и приемы?
- как оцениваю активность, интерес, самостоятельность и коммуникабельность учащихся?
- каково настроение учащихся после занятия?
- как я оцениваю себя на занятии (речь, настроение, взаимодействие с детьми, все ли возможности использованы для решения воспитательных задач)?

Алгоритм подготовки педагога к занятию:

Анализ предыдущего занятия (см. выше).
Моделирование последующего занятия.
Обеспечение содержания занятия (самоподготовка: работа с литературой, ТСО, наглядным, дидактическим материалом, подбор адекватных методов и приемов работы с детьми).
Материально-техническое обеспечение занятия (подготовка помещения для занятий, оборудования, материалов).

Читать далее