11 Октябрь 2017

Оформление и содержание структурных элементов программы

На титульном листе программы рекомендуется указывать: наименование учреждения; кeм и когда утверждена программа; № приказа; кем согласована; название программы; её направление; срок реализации программы; возраст детей, на который рассчитана программа; Ф.И.О., должность разработчика программы; название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы

Пояснительная записка

Пояснительная записка – компонент, часть программы, в которой обозначены основы организации процесса обучения какому-либо курсу, предмету.

В пояснительной записке и программе необходимо раскрыть:

  • характер, тип программы, ее направленность;
  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • основные принципы обучения и воспитания;
  • цель программы, ее назначение;
  • задачи программы (образовательные, воспитательные и другие).

Цели и задачи программы должны быть научно и педагогически обоснованы, социально и личностно значимы, способствовать прогнозированию результатов реализации программы. Задачи должны не повторять цели, а раскрывать, конкретизировать их.

Принцип – исходное теоретическое положение, которое необходимо принимать во внимание при организации учебно-воспитательного процесса.

Обще-дидактические принципы: наглядность, системность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, научность, доступность, прочность.

Принципы воспитания: целенаправленность и идейность воспитательного процесса, гармонизация личных и общественных интересов, воспитание личности в коллективе, уважение личности обучаемого, гуманное отношение к ребенку, опора на положительные качества личности.

Цель – заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Цель образовательной программы – запрограммированный педагогом конечный результат, который должен быть им и учащимися достигнут в конце курса обучения (учебного года).

Задача – путь достижения цели.

Задачи, которые решает педагог, складываются из 3-х аспектов: образовательного, развивающего и воспитательного.

Образовательный – основной и определяющий аспект. Он складывается из выполнения ряда требований: учить и научить каждого учащегося добывать самостоятельно знания, показать обучающим, что они должны делать, чтобы научится тому, чему их учат; формировать умения и навыки, то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы.

Развивающий аспект -  складывается из нескольких блоков: речевое развитие, развитие мышления, развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы. В качестве развивающих задач можно предусмотреть развитие у детей речи, внимания, формирования умения рационально запоминать учебный материал, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, выделять главное, делать самостоятельно выводы и обобщения, планировать свою работу, осуществлять ее в должном темпе, применять доступные приемы самоконтроля; развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности выполнения заданий, упражнений, элементов; развитие мелкой моторики, формирование умения управлять своими двигательными действиями и др.

Воспитывающий аспект должен предусматривать формирование и развитие волевых, нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, гражданских, экологических и других качеств личности учащегося. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

 !!! Если образовательная программа кружка рассчитана на несколько лет обучения, то задачи ставятся на каждый год обучения.

 Необходимо отразить  организационные условия реализации программы:

  • особенности группы детей (возраст, уровень развития и образования, круг интересов и т. д.);
  • общее количество часов;
  • периодичность и продолжительность занятий;
  • нормы наполняемости группы;
  • организационные формы (групповая,  по подгруппам, индивидуальная), необходимо аргументировать выбранную организационную форму;
  • санитарно-гигиенические нормы, нормы пожарной безопасности;
  • ресурсное обеспечение (материально-техническое).

     В пояснительной записке указывается, что программа объединения по интересам разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план представляет собой таблицу с перечислением основных разделов курса, в той последовательности, в которой они будут изучаться. В таблице также указывается количество часов на каждый раздел (общих, теоретических, практических).

п/п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

 

 

От 30% до 50%

От 50% до 70%

!!! Если программа рассчитана на несколько лет обучения, учебно-тематический план составляется на каждый год. Если тематика курса для каждой группы разная, учебно-тематический план составляется отдельно для каждой группы.

Содержание программы

Содержание программы – основная часть документа, в которой раскрывается содержание курса, приводится краткое изложение разделов программы согласно учебно-тематическому плану с указанием видов практической работы.

Основное содержание программы излагается в лаконичной форме и логической последовательности по направлениям: содержание учебного материала (разделов), виды образовательной деятельности, ожидаемые результаты, механизм их достижения, система оценки.

Здесь же после перечисления видов практических упражнений, работ в каждом разделе можно указать, какие умения и навыки необходимо сформировать у учащихся  при изучении этого раздела.

!!! Как и учебно-тематический план, содержание программы расписывается на столько лет обучения, насколько рассчитан курс обучения.

 Прогноз результативности

Прогноз результативности – ожидаемый результат по итогам завершения обучения.

Три уровня усвоения материала:

  • знания;
  • умения;
  • навыки.

В этом разделе указываются все знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися в процессе обучения. Причем знания, умения и навыки не просто перечисляются. Необходимо дать их конкретную характеристику, указывать уровень владения.

Знания, умения, навыки тесно взаимосвязаны.

Знания – определенный объем сведений о чем-либо, без умения использовать эти сведения на практике.

Умения – такой уровень усвоения учебного материала, когда учащиеся при определенном напряжении памяти, воли, внимания могут правильно выполнить какое-либо задание, тот или иной вид практической работы.

Навыки – автоматизированные умения. Уровень навыка наблюдается тогда, когда учащиеся быстро и без ошибок выполняют определенное задание, определенный вид работ.

!!! Если образовательная программа рассчитана на несколько лет обучения, то прогноз результативности расписывается на каждый год обучения!

Методические условия реализации программы – раздел образовательной программы, который включает строго последовательное и системное описание обстановки, условий, точное создание которых позволяет осуществлять эффективный учебно-воспитательный процесс.

Типы занятий:

  • комбинированный;
  • первичного ознакомления с материалом;
  • усвоение новых знаний;
  • применение полученных знаний и умений на практике;
  • закрепления, повторения;
  • итоговое.

Форма организации учебного занятия – внешний вид организации учебно-воспитательной работы.

Формы организации учебного занятия:

* учебное  занятие;                    
* круглый стол;
* соревнование;
* урок-лекция;
* концерт;      
* урок-репортаж;
* выставка;                   
* урок-путешествие;
* экскурсия;  
* заочная экскурсия;
* диспут;                        
* творческая мастерская;
* творческий отчет;    
* урок-игра и др.

Метод – способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащегося, направленный на решение образовательно-воспитательных задач.

При выборе методов обучения и воспитания следует руководствоваться следующими критериями: соответствие типу занятия, соответствие целям и задачам занятия, соответствие этапам занятия, соответствие реальным возможностям кружковцев, соответствие имеющимся условиям и отведенному времени, соответствие возможностям педагога.

Прием – составная часть метода, конкретный способ, направленный на решение образовательно-воспитательных задач.

Педагогическая технология – последовательность действий учащегося по достижению поставленной цели при условии полной управляемости учебно-воспитательного процесса педагогом.

!!! В этом разделе необходимо не просто перечислить все используемые в учебно-воспитательном процессе технологии, формы и методы, а подробно их описать, указать, когда, в каких случаях, при каких обстоятельствах и на каких этапах обучения их целесообразно использовать.

 Учебно-методический комплекс

Цель этого раздела – показать уровень теоретической подготовки педагога, его владение всеми необходимыми знаниями: педагогическими, методическими и психологическими.

Учебно-методический комплекс включает в себя не только методическую литературу, используемую педагогом, но и видеоматериалы, аудиозаписи, ноты, сборники репертуарных произведений, наглядных материалов, литературу для родителей и кружковцев. Возможно составление списка литературы по темам.

 При оформлении списка используемой литературы не стоит ограничиваться 3-4.

Необходимо соблюдать библиографические правила оформления списка литературы.

 

Читать далее