Февраль 2021

17 Февраль 2021

Областной проект "#Мая_Зямля_Прыдняпроўе" 2021/2023

Городской проект "Дорогами добра и красоты" (презентация)

Организационно-методические условия реализации областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»

Актуальность Проекта обусловлена необходимостью продвижения  регионов Могилевской области, малых и средних городов, как способа сохранения уникального социокультурного наследия Приднепровского края и создание положительного имиджа Могилевщины на республиканском и международном уровнях.

Социально-культурную сферу современного общества невозможно представить без такого важнейшего элемента просветительской деятельности как туристско-экскурсионная работа. Данная форма ознакомления с историей регионов, объектами культурно-исторического наследия, музеями, предприятиями, современными достижениями является наиболее доступной и увлекательной для учащихся учреждений образования, а также способствует комплексному решению педагогических задач: воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных.

Туристско-экскурсионное направление широко востребовано в образовательной деятельности и способствует дальнейшему профессиональному самоопределению учащихся, проявлению самостоятельности, творчества, формированию  разносторонне развитой личности.

Создание конкретных туристических маршрутов, видеоматериалов, интерактивных карт, виртуальных экскурсий и других  продуктов требует от участников проекта применения разнообразных методов и аппаратно-программных средств в области информационно-коммуникационных технологий и геоинформационных систем, постоянное повышение уровня самообразования и саморазвития.

Разработанные в рамках Проекта экскурсионные маршруты могут быть использованы учреждениями образования для организации образовательного процесса, воспитательного сопровождения, краеведческой и туристско-экскурсионной деятельности и развития межрегиональных связей.

Изучение на системной основе социокультурного наследия Приднепровья будет способствовать формированию социально зрелой и профессионально компетентной, ответственной, открытой инновациям, приверженной высоким нравственным идеалам и традиционным национальным ценностям личности.

Реализация проекта в целом направлена на отражение интересов личности обучающихся, общества и Могилевского региона.

 Цель:         формирование основ ценностного отношения к социокультурному наследию Могилевского края, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, формирование нравственно зрелой личности, способной на адекватное отношение к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание себя, своего места в обществе.

 Задачи:

массовое вовлечение учащихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях, социально-экономических, спортивных и иных достижениях Могилевской области;

формирование основ информационной культуры, базирующееся на традициях духовного культурного наследия белорусского народа и достижениях современного общества;

создание условий для развития творческих способностей детей и молодежи, путем включения в различные виды социально значимой деятельности;

вовлечение детей дошкольного возраста в разные виды детской деятельности, детей и молодежи в полезную досуговую деятельность, содействие их самоопределению;

формирование навыков осознанного владения  цифровыми устройствами и применения информационно-коммуникационных технологий;

популяризация туристских и рекреационных ресурсов природного, исторического, социокультурного и экономического происхождения в каждом регионе Могилевской области;

содействие развитию межрегионального внутреннего детского и молодежного туризма;

формирование, позитивное развитие и продвижение  положительного и привлекательного имиджа Могилевской области.

 Участники проекта:

воспитанники, педагогические работники, родители воспитанников учреждений дошкольного образования;

учащиеся, педагогические работники, родители обучющихся учреждений общего среднего, профессионального образования,  дополнительного образования детей и молодежи области с учетом возрастной дифференциации.

 Партнеры проекта:

учреждения культуры, учреждения спорта, организации и предприятия Могилевской области, общественные организации и другие.

 Основные этапы проекта:

1 этап – учрежденческий – организован в рамках проведения конкурса «Вандроўка ў мінулае» (положение о проведении конкурса прилагается).

2 этап – районный (региональный)  организован в рамках проведения конкурса «Район адчыняе дзверы» (положение о конкурсе прилагается).

Справочно:

Отделы по образованию до 31 мая 2021 г. обобщают, систематизируют материалы учреждений образования и до                         10 декабря 2021 г. организуют посещения обучающимися знаковых социокультурных объектов района.

Районные (региональные) материалы до 10 декабря 2021 г. представляются в УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» на внешнем носителе в виде интерактивной мультимедийной презентации, содержащей информацию о социокультурных, исторических, этнографических, природных, спортивных и других значимых объектах района (города).

Презентация может содержать текстовую, графическую, видео и аудио информацию; гиперссылки, управляющие кнопки и триггеры.  

На носителе также должны быть исходные материалы: текстовые документы с описанием социокультурных объектов, фотографии в виде файла размером не менее 100х150 мм с разрешением не менее 300 dpi, видеофрагменты. Видео должно быть корректно экспонировано (не должно быть темным или просвеченным). В кадре должны быть сведены к минимуму или удалены логотипы, торговые марки, запатентованные элементы дизайна, предметов искусства, номеров автомобилей, пластиковых карточек, рекламных плакатов и др. приватной информации. Дрожание камеры не допустимо. Объект съемки должен быть в фокусе. Длительность ролика: 5 – 15 мин. Формат готового ролика: .mov, .avi, .mp4 c использованием кодека h.264/mpeg4. Разрешение готового ролика: 1280х720 и выше.

3 этап – областной – реализуется с 10 декабря 2021 г. по 10 декабря 2022 г.

Учреждение образования «Могилевский государственный областной институт развития образования» (далее – УО «МГОИРО») и государственное учреждение образования «Областной центр творчества» (далее – ГУДО «ОЦТ») обобщают материалы, предоставленные районными и городскими отделами (управлениями) по образованию и в срок до 1 марта 2022 г. создают путеводитель по Могилевской области (ГУДО «ОЦТ»), интерактивную карту «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе», отражающую достопримечательности Могилевской области и мобильное приложение «Мая _Зямля_Прыдняпроўе» (УО «МГОИРО»).

Данное приложение направляется в учреждения образования, которые использует его в своей деятельности. На этом этапе через участие в квест-играх, тестовых заданиях мобильного приложения изучают уровень усвоения знаний обучающихся Могилевской области, а также необходимость пополнения интерактивных карт.

В течение апреля-декабря 2022 года обучающиеся знакомятся с достопримечательностями районов и городов Могилевской области. Формами реализации данного этапа могут быть: походы, экскурсии, виртуальные экскурсии, презентации, коллажи, портфолио, «с великими – запросто», «пять минут с искусством» и др. Выбор форм зависит от возрастной дифференции и уровня реализации проекта. Обязательным условием является использование материалов интерактивной карты «Мая_Зямля_Прыдняпроўе».

Материалы карты должны в обязательном порядке быть использованы учителями-предметниками, воспитателями дошкольных учреждений в образовательном процессе в качестве иллюстрации  социокультурного наследия Приднепровского края и создании положительного имиджа Могилевщины. При проведении классных часов, часов информирования целесообразно использовать данные информационные продукты.

Смотреть здесь 

 

 ПОЛОЖЕНИЕ о проведении конкурса «Вандроўка ў мінулае» в рамках мероприятий областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»

  1.Общие положения

1.1.Настоящие условия определяют порядок проведения конкурса

«Вандроўка ў мінулае» в рамках мероприятий областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» (далее – конкурс).

1.2.    Организатором мероприятий областного проекта  «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» является главное управление по образованию Могилевского областного исполнительного комитета (далее – управление образования), управление культуры Могилевского областного исполнительного комитета, УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» (далее – МГОИРО), ГУДО «Областной центр творчества» (далее – ОЦТ).

2. Цель и задачи

Конкурс проводится с целью формирования у учащихся гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств; приобщения к историко-культурным, природным ценностям, народным традициям и обычаям своей малой родины.

Задачи:

массовое вовлечение учащихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях Могилевщины;

формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных качеств и национального самосознания;

привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности по изучению исторического прошлого своего региона, района по сохранению исторической памяти о родном крае и личностях внесших большой вклад в изучении малой Родины;

создание имиджа регионов как привлекательного культурно-познавательного, туристско-экскурсионного объекта;

создание информационного банка данных экскурсионных маршрутов Могилевщины;

расширение и углубление интеллектуальных и познавательных возможностей учащихся;

выявление инновационных методик работы музеев учреждений образования, популяризация их деятельности как образовательного пространства.

3.       Участники конкурса

В конкурсе принимают участие воспитанники, педагогические работники, родители воспитанников учреждений дошкольного образования;

учащиеся, педагогические работники, родители обучющихся учреждений общего среднего, профессионального образования,  дополнительного образования детей и молодежи области с учетом возрастной дифференциации.

4. Для организации конкурса на каждом этапе создаются оргкомитеты:

в учреждениях образования – руководителями учреждений образования;

в районах – структурными подразделениями горрайисполкомов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования.

Оргкомитет каждого этапа конкурса:

обеспечивает организационное и методическое сопровождение конкурса;

доводит информацию о конкурсе до сведения учреждений образования;

осуществляет персональный отбор членов жюри конкурса;

анализирует и обобщает итоги конкурса в средствах массой информации.

5.       Срок реализации конкурса

Конкурс проводится с 15 февраля по 10 мая 2021 г. в учреждениях образования области.

6.       Условия и порядок проведения конкурса

Основным содержанием конкурса является:

обновление существующих и создание новых тематических культурно-познавательных, эколого- и туристско-экскурсионных маршрутов, а также разработка и создание маршрутов с использованием новых экскурсионных объектов;

исследование историко-культурных и природных памятников, возрождение культурных традиций регионов;

создание промопродукции о туристических возможностях регионов (интерактивная карта «Мой родны кут…», фотографии, видеоролики, справочно-информационные сборники, карты-схемы, буклеты и др.);

проведение рекламно-информационных и презентационных мероприятий.

Для подготовки материалов конкурса учащиеся:

участвуют в походах, тематических экскурсиях и экспедициях по малой родине, мастер-классах, музейно-педагогических занятиях и лекциях,  исследуют объекты историко-культурного и природного наследия малой родины, систематизируют и анализируют собранный материал;

изучают и анализируют материал по истории населенного пункта (документы, архивные сведения, научную и историческую литературу).

Учреждения культуры региона могут оказывать консультативную и методическую помощь учреждениям образования в выборе объектов, подготовке необходимых материалов.

Также учреждениями культуры в период подготовительного этапа для участников конкурса будут запланированы и проведены тематические выставки, лектории, мастер-классы и иные культурные мероприятия в соответствии с целью и задачами конкурса. 

Конкурс проводится по номинациям: «Мой родны кут…»; «Тапонімы побач».

6.1. Номинация «Мой родны кут…».

Каждое учреждение образования области разрабатывает экскурсионно-туристический маршрут по своему населенному пункту, отражающий специфику социокультурного пространства микрозоны учреждения образования включающий археологические, этнографические, культурные, религиозные, «утраченное наследие», спортивные, военные, промышленые, экологические и др. объекты.

Участники конкурса определяют, изучают и описывают памятники истории на территории региона (города, района). Далее с помощью различных компьютерных программ и графических редакторов создается интерактивная карта «Мой родны кут…» со сносками, которые содержат описание и фотографии объектов.

На конкурс представляется текстовый материал, оформленный в виде каталога памятников региона, в котором содержится: карта-схема памятников региона с обозначением их местонахождения, краткое описание памятника (название, время создания, адрес местонахождения, автор, исторические сведения об объекте, оценка современного состояния и др.), фотографии объекта, а также ссылка размещения созданной интерактивной карты.

Критерии оценки:

соответствие условиям;

информационная содержательность;

наглядность;

художественное оформление.

6.2. Номинация «Тапонімы побач»

Участники должны представить на конкурс отчетный материал по исследованию местных айконимов, урбанонимов, годонимов, гидронимов, микротопонимов населенных пунктов и его окрестностей. Материал должен создаваться в процессе анализа научной литературы и опроса местных жителей с исследованием истоков географических названий местности. Кроме этого, необходимо с помощью различных компьютерных программ и графических редакторов создать интерактивную карту «Тапонімы побач» со сносками, которые содержат описание и фотографии объекта.

Итоги поисково-исследовательской работы оформляются в виде творческих проектов: презентаций или видеороликов.

Творческие проекты предоставляются обязательно в бумажном виде и на электронном носителе. Видеоролик предоставляется в формате avi, mpg, wmv, хронометражем до 5 минут. Допускается использование при монтаже и съемке ролика специальных программ и инструментов.

Критерии оценки творческих проектов:

7. Подведение итогов конкурса

Для подведения итогов конкурса оргкомитетом соответствующего этапа создается жюри, которое:

оценивает работы, которые представлены обучающимися;

определяет победителей и призеров конкурса.

Итоги конкурса подводятся отдельно по возрастным категориям.

Каждое учреждение образования области до 1 мая 2021 г. представляет в структурные подразделения горрайисполкомов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отделы по образованию) по территориальному признаку творческие материалы. 

 Состав оргкомитета областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»

(Ленинский район г.Могилева)

 Сергеенко Ирина Никифоровна,

главный специалист отдела по образованию администрации Ленинского района г.Могилева, т. +375447406466

Комаров Максим Васильевич,

директор ГУДО "Центр туризма и краеведения детей и молодежи "Паруса" г.Могилева", т.+375295417370

Пинчук Наталья Николаевна,

педагог-организатор ГУДО "Центр туризма и краеведения детей и молодежи "Паруса" г.Могилева", т. +375293962118

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читать далее

12 Февраль 2021

Областной проект "#Мая_Зямля_Прыдняпроўе"

Организационно-методические условия реализации областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»

Актуальность Проекта обусловлена необходимостью продвижения  регионов Могилевской области, малых и средних городов, как способа сохранения уникального социокультурного наследия Приднепровского края и создание положительного имиджа Могилевщины на республиканском и международном уровнях.

Социально-культурную сферу современного общества невозможно представить без такого важнейшего элемента просветительской деятельности как туристско-экскурсионная работа. Данная форма ознакомления с историей регионов, объектами культурно-исторического наследия, музеями, предприятиями, современными достижениями является наиболее доступной и увлекательной для учащихся учреждений образования, а также способствует комплексному решению педагогических задач: воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных.

Туристско-экскурсионное направление широко востребовано в образовательной деятельности и способствует дальнейшему профессиональному самоопределению учащихся, проявлению самостоятельности, творчества, формированию  разносторонне развитой личности.

Создание конкретных туристических маршрутов, видеоматериалов, интерактивных карт, виртуальных экскурсий и других  продуктов требует от участников проекта применения разнообразных методов и аппаратно-программных средств в области информационно-коммуникационных технологий и геоинформационных систем, постоянное повышение уровня самообразования и саморазвития.

Разработанные в рамках Проекта экскурсионные маршруты могут быть использованы учреждениями образования для организации образовательного процесса, воспитательного сопровождения, краеведческой и туристско-экскурсионной деятельности и развития межрегиональных связей.

Изучение на системной основе социокультурного наследия Приднепровья будет способствовать формированию социально зрелой и профессионально компетентной, ответственной, открытой инновациям, приверженной высоким нравственным идеалам и традиционным национальным ценностям личности.

Реализация проекта в целом направлена на отражение интересов личности обучающихся, общества и Могилевского региона.

 Цель:         формирование основ ценностного отношения к социокультурному наследию Могилевского края, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, формирование нравственно зрелой личности, способной на адекватное отношение к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание себя, своего места в обществе.

 Задачи:

массовое вовлечение учащихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях, социально-экономических, спортивных и иных достижениях Могилевской области;

формирование основ информационной культуры, базирующееся на традициях духовного культурного наследия белорусского народа и достижениях современного общества;

создание условий для развития творческих способностей детей и молодежи, путем включения в различные виды социально значимой деятельности;

вовлечение детей дошкольного возраста в разные виды детской деятельности, детей и молодежи в полезную досуговую деятельность, содействие их самоопределению;

формирование навыков осознанного владения  цифровыми устройствами и применения информационно-коммуникационных технологий;

популяризация туристских и рекреационных ресурсов природного, исторического, социокультурного и экономического происхождения в каждом регионе Могилевской области;

содействие развитию межрегионального внутреннего детского и молодежного туризма;

формирование, позитивное развитие и продвижение  положительного и привлекательного имиджа Могилевской области.

 Участники проекта:

воспитанники, педагогические работники, родители воспитанников учреждений дошкольного образования;

учащиеся, педагогические работники, родители обучющихся учреждений общего среднего, профессионального образования,  дополнительного образования детей и молодежи области с учетом возрастной дифференциации.

 Партнеры проекта:

учреждения культуры, учреждения спорта, организации и предприятия Могилевской области, общественные организации и другие.

 Основные этапы проекта:

1 этап – учрежденческий – организован в рамках проведения конкурса «Вандроўка ў мінулае» (положение о проведении конкурса прилагается).

2 этап – районный (региональный) организован в рамках проведения конкурса «Район адчыняе дзверы» (положение о конкурсе прилагается).

Справочно:

Отделы по образованию до 31 мая 2021 г. обобщают, систематизируют материалы учреждений образования и до                         10 декабря 2021 г. организуют посещения обучающимися знаковых социокультурных объектов района.

Районные (региональные) материалы до 10 декабря 2021 г. представляются в УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» на внешнем носителе в виде интерактивной мультимедийной презентации, содержащей информацию о социокультурных, исторических, этнографических, природных, спортивных и других значимых объектах района (города).

Презентация может содержать текстовую, графическую, видео и аудио информацию; гиперссылки, управляющие кнопки и триггеры.  

На носителе также должны быть исходные материалы: текстовые документы с описанием социокультурных объектов, фотографии в виде файла размером не менее 100х150 мм с разрешением не менее 300 dpi, видеофрагменты. Видео должно быть корректно экспонировано (не должно быть темным или просвеченным). В кадре должны быть сведены к минимуму или удалены логотипы, торговые марки, запатентованные элементы дизайна, предметов искусства, номеров автомобилей, пластиковых карточек, рекламных плакатов и др. приватной информации. Дрожание камеры не допустимо. Объект съемки должен быть в фокусе. Длительность ролика: 5 – 15 мин. Формат готового ролика: .mov, .avi, .mp4 c использованием кодека h.264/mpeg4. Разрешение готового ролика: 1280х720 и выше.

3 этап – областной – реализуется с 10 декабря 2021 г. по 10 декабря 2022 г.

Учреждение образования «Могилевский государственный областной институт развития образования» (далее – УО «МГОИРО») и государственное учреждение образования «Областной центр творчества» (далее – ГУДО «ОЦТ») обобщают материалы, предоставленные районными и городскими отделами (управлениями) по образованию и в срок до 1 марта 2022 г. создают путеводитель по Могилевской области (ГУДО «ОЦТ»), интерактивную карту «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе», отражающую достопримечательности Могилевской области и мобильное приложение «Мая _Зямля_Прыдняпроўе» (УО «МГОИРО»).

Данное приложение направляется в учреждения образования, которые использует его в своей деятельности. На этом этапе через участие в квест-играх, тестовых заданиях мобильного приложения изучают уровень усвоения знаний обучающихся Могилевской области, а также необходимость пополнения интерактивных карт.

В течение апреля-декабря 2022 года обучающиеся знакомятся с достопримечательностями районов и городов Могилевской области. Формами реализации данного этапа могут быть: походы, экскурсии, виртуальные экскурсии, презентации, коллажи, портфолио, «с великими – запросто», «пять минут с искусством» и др. Выбор форм зависит от возрастной дифференции и уровня реализации проекта. Обязательным условием является использование материалов интерактивной карты «Мая_Зямля_Прыдняпроўе».

Материалы карты должны в обязательном порядке быть использованы учителями-предметниками, воспитателями дошкольных учреждений в образовательном процессе в качестве иллюстрации  социокультурного наследия Приднепровского края и создании положительного имиджа Могилевщины. При проведении классных часов, часов информирования целесообразно использовать данные информационные продукты.

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении конкурса «Вандроўка ў мінулае» в рамках мероприятий областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»

 

 1.Общие положения

1.1.Настоящие условия определяют порядок проведения конкурса

«Вандроўка ў мінулае» в рамках мероприятий областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» (далее – конкурс).

1.2.    Организатором мероприятий областного проекта  «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» является главное управление по образованию Могилевского областного исполнительного комитета (далее – управление образования), управление культуры Могилевского областного исполнительного комитета, УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» (далее – МГОИРО), ГУДО «Областной центр творчества» (далее – ОЦТ).

2. Цель и задачи

Конкурс проводится с целью формирования у учащихся гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств; приобщения к историко-культурным, природным ценностям, народным традициям и обычаям своей малой родины.

Задачи:

массовое вовлечение учащихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях Могилевщины;

формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных качеств и национального самосознания;

привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности по изучению исторического прошлого своего региона, района по сохранению исторической памяти о родном крае и личностях внесших большой вклад в изучении малой Родины;

создание имиджа регионов как привлекательного культурно-познавательного, туристско-экскурсионного объекта;

создание информационного банка данных экскурсионных маршрутов Могилевщины;

расширение и углубление интеллектуальных и познавательных возможностей учащихся;

выявление инновационных методик работы музеев учреждений образования, популяризация их деятельности как образовательного пространства.

3.       Участники конкурса

В конкурсе принимают участие воспитанники, педагогические работники, родители воспитанников учреждений дошкольного образования;

учащиеся, педагогические работники, родители обучющихся учреждений общего среднего, профессионального образования,  дополнительного образования детей и молодежи области с учетом возрастной дифференциации.

4. Для организации конкурса на каждом этапе создаются оргкомитеты:

в учреждениях образования – руководителями учреждений образования;

в районах – структурными подразделениями горрайисполкомов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования.

Оргкомитет каждого этапа конкурса:

обеспечивает организационное и методическое сопровождение конкурса;

доводит информацию о конкурсе до сведения учреждений образования;

осуществляет персональный отбор членов жюри конкурса;

анализирует и обобщает итоги конкурса в средствах массой информации.

5.       Срок реализации конкурса

Конкурс проводится с 15 февраля по 10 мая 2021 г. в учреждениях образования области.

6.       Условия и порядок проведения конкурса

Основным содержанием конкурса является:

обновление существующих и создание новых тематических культурно-познавательных, эколого- и туристско-экскурсионных маршрутов, а также разработка и создание маршрутов с использованием новых экскурсионных объектов;

исследование историко-культурных и природных памятников, возрождение культурных традиций регионов;

создание промопродукции о туристических возможностях регионов (интерактивная карта «Мой родны кут…», фотографии, видеоролики, справочно-информационные сборники, карты-схемы, буклеты и др.);

проведение рекламно-информационных и презентационных мероприятий.

Для подготовки материалов конкурса учащиеся:

участвуют в походах, тематических экскурсиях и экспедициях по малой родине, мастер-классах, музейно-педагогических занятиях и лекциях,  исследуют объекты историко-культурного и природного наследия малой родины, систематизируют и анализируют собранный материал;

изучают и анализируют материал по истории населенного пункта (документы, архивные сведения, научную и историческую литературу).

Учреждения культуры региона могут оказывать консультативную и методическую помощь учреждениям образования в выборе объектов, подготовке необходимых материалов.

Также учреждениями культуры в период подготовительного этапа для участников конкурса будут запланированы и проведены тематические выставки, лектории, мастер-классы и иные культурные мероприятия в соответствии с целью и задачами конкурса. 

Конкурс проводится по номинациям: «Мой родны кут…»; «Тапонімы побач».

6.1. Номинация «Мой родны кут…».

Каждое учреждение образования области разрабатывает экскурсионно-туристический маршрут по своему населенному пункту, отражающий специфику социокультурного пространства микрозоны учреждения образования включающий археологические, этнографические, культурные, религиозные, «утраченное наследие», спортивные, военные, промышленые, экологические и др. объекты.

Участники конкурса определяют, изучают и описывают памятники истории на территории региона (города, района). Далее с помощью различных компьютерных программ и графических редакторов создается интерактивная карта «Мой родны кут…» со сносками, которые содержат описание и фотографии объектов.

На конкурс представляется текстовый материал, оформленный в виде каталога памятников региона, в котором содержится: карта-схема памятников региона с обозначением их местонахождения, краткое описание памятника (название, время создания, адрес местонахождения, автор, исторические сведения об объекте, оценка современного состояния и др.), фотографии объекта, а также ссылка размещения созданной интерактивной карты.

Критерии оценки:

соответствие условиям;

информационная содержательность;

наглядность;

художественное оформление.

6.2. Номинация «Тапонімы побач»

Участники должны представить на конкурс отчетный материал по исследованию местных айконимов, урбанонимов, годонимов, гидронимов, микротопонимов населенных пунктов и его окрестностей. Материал должен создаваться в процессе анализа научной литературы и опроса местных жителей с исследованием истоков географических названий местности. Кроме этого, необходимо с помощью различных компьютерных программ и графических редакторов создать интерактивную карту «Тапонімы побач» со сносками, которые содержат описание и фотографии объекта.

Итоги поисково-исследовательской работы оформляются в виде творческих проектов: презентаций или видеороликов.

Творческие проекты предоставляются обязательно в бумажном виде и на электронном носителе. Видеоролик предоставляется в формате avi, mpg, wmv, хронометражем до 5 минут. Допускается использование при монтаже и съемке ролика специальных программ и инструментов.

Критерии оценки творческих проектов:

7. Подведение итогов конкурса

Для подведения итогов конкурса оргкомитетом соответствующего этапа создается жюри, которое:

оценивает работы, которые представлены обучающимися;

определяет победителей и призеров конкурса.

Итоги конкурса подводятся отдельно по возрастным категориям.

Каждое учреждение образования области до 1 мая 2021 г. представляет в структурные подразделения горрайисполкомов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отделы по образованию) по территориальному признаку творческие материалы. 

 

Состав оргкомитета областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»

(Ленинский район г.Могилева)

 

Сергеенко Ирина Никифоровна,

главный специалист отдела по образованию администрации Ленинского района г.Могилева, т. +375447406466

Комаров Максим Васильевич,

директор ГУДО "Центр туризма и краеведения детей и молодежи "Паруса" г.Могилева", т.+375295417370

Пинчук Наталья Николаевна,

педагог-организатор ГУДО "Центр туризма и краеведения детей и молодежи "Паруса" г.Могилева", т. +375293962118

 

1. Поход выходного дня (в рамках реализации проекта)

30 января 2021 года состоялся поход выходного дня «Дорогами мужества», посвященный 80-летию героической обороны города Могилева. В мероприятии принимали участие команды учащихся и педагогов учреждений общего среднего образования города. Цель похода - популяризации туризма среди учащихся, формирование уважения к образу защитника Отечества на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Организаторами были предложены различные маршруты длиной 5-7 км. Памятник батальону милиции капитана К. Г. Владимирова, Мемориальный комплекс «Землянка», Мемориальный комплекс Буйничское поле – места, связанные с героической обороной г.Могилева в годы Великой Отечественной войны, места памятные для каждого могилевчанина.

«Зимний поход — рискованное занятие, нужно к нему готовиться и ходить только группой. Костер разводить намного сложнее, чем летом, готовить тоже непросто: на морозе даже газ не горит. Все вещи мокрые, некоторые еще и ледяные. Силы и тепло расходуются моментально…»

Расскажете это кому-нибудь другому… Мы считаем, зима — отличный сезон для походов. Свежий воздух, тишина и покой на солнце… Природа преображается, а преодоление трудностей сплачивает команду.

Подвиг народа в ВОВ бессмертен. Особенно осознаешь этот факт, пребывая на мемориалах и памятниках в тишине зимнего леса. Посетив запланированные памятные места, прослушав экскурсионные сведения о героическом прошлом наших предков, юные туристы углубились в глубь лесопарка.

Свежий морозный воздух, нетронутые снежные равнины, сказочные пейзажи с по-зимнему неописуемой красоты деревьями и сугробами по пояс, костер, веселые рассказы товарищей по походу и чай с дымком…

А что может быть более непосредственнее, чем катание с горки? Спящий Любужский лес давно не слышал столько громких восторженных возгласов.

Мокрые, уставшие, но сытые и счастливые участники похода вместе с заходом солнца принесли домой частичку настоящей снежной зимы.

 

Согласно положению, после прохождения маршрута участники составляли небольшой очерк о походе. На конкурс было прислано 23 отчета, лучшие из которых мы опубликуем здесь, и на нашей странице ВК https://vk.com/centr_parusa.

Сегодня вашему вниманию в рамках реализации областного проекта "#Мая_Зямля_Прыдняпроўе" предлагаем очерк о походе выходного дня "Дорогами мужества" команды ГУО "Средняя школа №23 г.Могилева" (руководитель похода Фёдоров Ф.К.).

Один из предложенных маршрутов «Дорогами мужества»:

г. Могилев, ост. «Автозавод имени Кирова» – Чаусское шоссе, Мемориальный комплекс «Землянка» – Братская могила массового уничтожения мирных жителей в районе д. Б. Боровка – Любужский лесопарк поляна «Массовка» – Братская могила в районе МоАЗ им. С.М. Кирова, г. Могилев.

Старт – от остановки «Автозавод имени Кирова».

 

Очерк о походе выходного дня «Дорогами мужества», совершенном командой

ГУО «Средняя школа №23 г. Могилева» 30 января 2021 года.

 

«…Мы - последнее поколение, для которого

Великая Отечественная война

физически осязаема…»

А. Медведев, журналист.

 

«Народ, не знающий своего прошлого,

не имеет будущего»

Приписывают М. Ломоносову.

 

«Асгард — не точка в пространстве,

 не место….

Асгард там, где асгардцы.»

Кинематографический Один, бог.

 Тема очерка - впечатления о путешествии. Хотелось бы, чтобы это были впечатления детей, но:

«Понравилось?» - «Ага…»

«Что понравилось?» - «Все понравилось…»

«А что больше?»    - «Не знаю..»

                                 - «Костер..»

                                 - «Горка..»

«Еще пойдете?» - «Конечно!!! А когда?..»

И может показаться, что пока этого достаточно, и вряд ли стоит «грузить» 11-13 летних сложными темами патриотизма, гуманизма и социальной справедливости… Но именно их сверстники 80 лет назад переживали то самое вероломное нападение нацистской Германии на СССР.

И отсутствовала тогда «мировая паутина», и новости приходили с большим опозданием… Даже о начале этой самой страшной для белорусской земли войны, унесшей жизнь каждого третьего жителя, сообщили только спустя восемь часов. По радио. Голосом диктора Левитана.

Современной детворе, чьи проблемы связаны по большей части с отсутствием бигмака, макбука, зоны покрытия, непониманием разницы между дизайном и дазайном и «оранжевым уровнем опасности» из-за капель воды с неба такое и представить-то невозможно.

Как и то, что, когда мужчины ушли на фронт, в тылу остались в подавляющем большинстве женщины и дети – сверстники теперешних… И именно они ковали Великую Победу в холодных цехах у токарных и фрезерных станков недоедая и недосыпая. Именно они поднимали после войны те тысячи разрушенных до основания советских городов и деревень и отстроили буквально те самые школы, в которые так «неохота», «напряжно» и «лениво ходить» к «задравшим» учителям.

А именно учителя могут рассказать, что к станкам монтировались специальные дощатые помосты для работающих детей, потому что рассчитаны они (станки) были на рост взрослого человека.

Но это было потом. А тем жарким летом 1941 года на пути немецко-фашистской армады стоял город Могилев. Стоял на Буйничском поле с пехотинцами и артиллеристами подразделений С. Кутепова и И. Мазалова, стоял до последнего бойца на Пашковских высотах с батальоном милиции капитана К. Г. Владимирова, стоял на рубеже авторемонтный завод, Луполово, Гребенево с 747 полком подполковника А.В. Щеглова.

И в 2021 году исполняется 80 лет обороны нашего города. Героической обороны. Нашей персональной для каждого могилевчанина Родины.

Справка: «27 июня 1941 года Ставка Главного командования приняла решение о создании на рубежах Западной Двины и Днепра нового рубежа обороны. Тысячи могилевчан вышли на строительство оборонительных сооружений.

«...В конце июня 1941 года в лесу, к востоку от Могилева, разместился штаб Западного фронта. Здесь и был утвержден план круговой обороны города в составе трех боевых участков.»

Н. Борисенко. Героическая оборона Могилева

И на месте штаба впоследствии был создан мемориальный комплекс «Землянка», который и стал одним из знаковых мест нашего маршрута, где ребята услышали краткую историческую справку, рассказанную могилевским школьником Матвеем Комаровым.

 Мы почтили память павших заводчан на фронтах Великой Отечественной войны у мемориальной доски Могилевского автозавода им.С.М.Кирова, размещенной на здании «старого» заводоуправления МоАЗ.

Навестили безымянную могилу погибших жителей Могилева в районе деревни Большая Боровка.

 Финалом нашего путешествия стало посещение Братской могилы по улице Автозаводской. Места, где ежегодно в День Победы звучит торжественная музыка и возлагаются цветы.

Справка: «Место и дата захоронения: г.Могилёв ул.Автозаводская, июль 1944года.

Тип захоронения: братская могила.

Размеры захоронения: 26×24м. Ограждение металлическое, состояние удовлетворительное.

Краткое описание памятника (надгробия) на захоронении: Стела, изготовлена из железобетона и нержавеющей стали, высота 20м.Состояние хорошее.

Количество захороненных: 68 человек.»

                                                        МГИК. Воинские захоронения.

 Сухие слова, сухие цифры. А ведь за каждым именем история жизни конкретного человека, короткая жизнь и преждевременная смерть от ран в госпитале. (В этом месте захоронены именно военнослужащие и партизаны, умершие в могилевском госпитале). И осталось только имя. Хотя бы имя…

 Справка: «Тяжелой и трагической оказалась судьба большинства защитников города. Погибшими, ранеными и попавшими в плен под Могилевом, а также в Могилевском и Чаусском районах при выходе из окружения, мы потеряли тысячи воинов Красной Армии и народных ополченцев. На сегодняшний день большинство их числится пропавшими без вести, а из 15 000 погибших непосредственно под Могилевом, известны захоронения только около двух тысяч из них, а имен и того меньше.» 

                                                            Н. Борисенко. Героическая оборона Могилева

Своя небольшая история есть и у стелы. Изготовили ее в 1975 году на Могилевском автозаводе им. С.М. Кирова к 30-летию Победы. Изначально предлагалось сделать ее из «черного» металла и покрасить, но в итоге пришли к «нержавеющему» варианту. Сделали ее в цеху Ф.Н. Райкова, чьи братья-танкисты погибли на фронте и чьи имена также находятся на мемориальной доске на «старом» заводоуправлении.

Оборона города длилась с 3 по 26 июля 1941 года двадцать три дня и ночи.

Поход прошел 30 января 2021 года за несколько часов. Вместе с запланированным «Солдатским привалом».

Хотелось бы, чтобы в памяти детей остались не только катанья на горке, жареные на костре мясо-сосиски и чай с дымком, как здоровая альтернатива фастфуду. И глубокий снег и легкий мороз, как основные тяготы и лишения жизни. Но это покажет только время…Что-то всегда остается...

А на закате, если смотреть на поселок Кирова со стороны Днепра, в лучах заходящего солнца огнем горит та самая нержавеющая отполированная руками рабочих двадцатиметровая стела. Как факел, как память, как символ… Чтобы помнили…

Потому что нужно… Потому что это наш город и наша история…

 Также предлагаем Вашему вниманию небольшой видеофильм о походе. Приходите! У нас интересно всегда!

 

Читать далее

10 Февраль 2021

07 Февраль 2021

Вредные советы в рамках акции "Безопасность - в каждый дом". 7 день: вредные советы от ребят

"Совет" Евы Т.
Если поздней-поздней ночью,
Вы смотрели телевизор,
Вы, конечно, не спешите,
Не спешите сразу спать!
Вы ещё совсем немножко
В Интернете посидите
И решите - завтра в школу
Лучше точно не вставать!

"Совет" Полины С.
Всегда беги на красный свет
И не смотри по сторонам.
Ты на дороге главнее всех!
Не слушай взрослых, пап и мам!

"Совет" Дианы М.
Если хочешь быть здоровым,
Ешь ты чипсы, пей ты колу.
Если хочешь быть здоровым,
То сиди всегда ты дома.
Если хочешь стать здоровым,
Не ходи ты к докторам,
Ешь ты чипсы, пей ты колу,
И всё будет на "ура"!

Читать далее

06 Февраль 2021

Вредные советы в рамках акции "Безопасность - в каждый дом". 6 день: "Как попасть в беду на улице?"

Если вы по горке снежной
Мчитесь вниз быстрее ветра
На ватрушке самодельной
Или санках ярко красных,
А внизу спокойным шагом,
Поднимаясь вверх, на гору,
Тянут санки за собою
Две весёлые подружки –
Постарайтесь, проезжая,
Зацепить двоих ногами –
Будут весело и громко
Они вместе кувыркаться,
А ребята все на горке
Будут громко хохотать
И, конечно, восторгаясь
Таким ярким представленьем,
Не забудут все "спасибо"
Вам огромное сказать.

Убегая от машины,
Не спеши под самосвал.
Погоди у светофора
Не покажется пока
Скорой помощи машина -
В ней полным полно врачей
Пусть они тебя задавят.
Сами вылечат потом.

Читать далее

05 Февраль 2021

Вредные советы в рамках акции "Безопасность - в каждый дом". 5 день: "Как «порадовать» маму и остаться дома?"

Когда, открыв аптечку, ты
Найдешь таблетки там,
Не привередничай, бери
И кушай все подряд.
Пускай похвалит мама твой
Прекрасный аппетит,
Когда под шкафчиком с крестом
Потом найдет тебя.

Если твой сосед по парте
Стал источником заразы,
Обними его - и в школу
Две недели не придешь.
 
 
Читать далее

04 Февраль 2021

Вредные советы в рамках акции "Безопасность - в каждый дом". 4 день: "Как навредить своему здоровью?"

Мимо двери проходя,
В щёлку вкладывайте палец.
Не случится ничего:
Дверь щекотки не боится.
Ну а если палец ваш
Навсегда остался в щёлке,
Можно плюнуть на него.
Есть ещё в запасе девять.

Если острые предметы
Вам попались на глаза,
Постарайтесь их поглубже
В самого себя воткнуть.
Это самый лучший способ
Убедиться самому,
Что опасные предметы
Надо прятать от детей.

Читать далее

03 Февраль 2021

Анонс. "Наброски юного путешественника"

Уважаемые участники интеллектуально-познавательного марафона "Мы вместе!" Напоминаем, что дистанционно проходит 2 этап марафона - "Наброски юного путешественника". Прием работ до 22 февраля.  Ждем Ваши работы!

Положение

по проведению 2 этапа районного

Молодежного  интеллектуально-познавательного марафона

«Мы вместе!»

Конкурс творческих проектов

«Наброски юного путешественника».

Цели и задачи:

  • формирование активной жизненной позиции учащихся, повышение интереса к природному, культурному, историческому, наследию Могилева, Могилевской области и приграничных областей Беларуси и России;
  • привлечение внимания молодёжи Могилёвщины и приграничных областей Беларуси и России к известным или малоизвестным достопримечательностям, архитектурным и природным памятникам своих регионов;
  • формирование эстетического отношения к окружающей природной и социальной среде, развитие эмоциональной сферы, творческого потенциала средствами изобразительного искусства;
  • развитие творческого потенциала участников, формирование их нравственно – мировоззренческих, в том числе патриотических позиций через обращение к поэзии;

 Условия конкурса.

Порядок и сроки проведения.

Прием конкурсных работ проводится в период с 26 января по 22 февраля 2021 г. Подробная информация о проведении конкурса будет обнародована не позднее 26 января в официальной группе Марафона в социальной сети «ВКОНТАКТЕ» vk.com/my_vmeste_bru

Участники должны представить до 22 февраля по адресу г. Могилёв, пр. Мира, 43 (учебный корпус № 1 Белорусско-Российского университета), комн. 215 (СК ОО «Наследие»), или г. Могилёв, пр. Мира, 43, комн. 315 (канцелярия Белорусско-Российского университета) с пометкой Марафон «Мы вместе!»:

1) авторский рисунок в формате А3 (420х297 см), который в наглядной форме отражает наиболее запомнившиеся яркие образы, городские сюжеты, пейзажи и другое;

2)  авторские стихотворения на русском или белорусском языке (на выбор) в зависимости от номинации:

а) «Наброски юного путешественника»,

б) «Нататкiюнага вандроўнiка».

Поэтические произведения отражают эмоциональные впечатления юного путешественника, должны быть напрямую или косвенно связанны с изображенными на рисунке объектами.

Оргкомитет проводит просмотр и оценку конкурсных работ на соответствие требованиям настоящего Положения, формирует профессиональное жюри конкурса.

С 22 по 26 февраля 2020 г. жюри проводит оценку конкурсных работ и определяет претендентов на обладание дипломами 1, 2 и 3 степени по каждой номинации. Победители будут определены в день защиты творческих проектов с использованием средств мультимедиа.

По итогам конкурса будет проведена выставка работ по адресу: г. Могилёв, пр. Мира, д. 43 (учебный корпус № 1 Белорусско-Российского университета», комн. 215 (офис СК ОО «Наследие»).

Критерии оценки представленных на конкурс работ (для жюри):

- соответствие представленной творческой работы (рисунок вместе с поэтическим сопровождением) теме конкурса;

- художественный уровень работы и изобразительные средства, наглядно передающие значимость выбранного объекта;

-  художественная ценность стихотворного произведения, его мелодичность, оригинальность ритма, глубина подачи материала и эмоциональное воздействие на читателя.

-  оригинальность идеи и творческого исполнения.

Общие требования к рисункам:

  • работы могут быть выполнены на любом материале (ватман, картон, холст и т.д.) и исполнены в любой технике изобразительного творчества (масло, акварель, тушь, гелевая ручка, цветные карандаши и др.),
  • все работы должны быть сделаны вами: помните, организаторы не допускают плагиата;
  • формат работ – А3 в вертикальной или горизонтальной ориентации;
  • все работы должны быть оформлены в паспарту;
  • от каждой команды принимается не более 3 творческих работ.

 Модерация:

Участники конкурса гарантируют наличие у них личных неимущественных и исключительных имущественных авторских прав на представленные конкурсные работы.

Нарушение авторских прав третьих лиц является поводом для дисквалификации участника.

Творческие работы, поступившие на конкурс, могут быть отклонены от участия в следующих случаях:

-      работы не соответствуют тематике конкурса;

-      низкое художественное или техническое качество работ;

-      нарушение законодательства Республики Беларусь.

За дополнительной информацией по вопросам проведения конкурса обращаться по адресу: +375-29-8410033 (Артёмчик Виталий Викторович).

                                                   Образец заявки участника

                                                Конкурс творческих проектов 

                                          «Наброски юного путешественника»

Название конкурсной работы

Фамилия имя отчество автора / авторов

Количество полных лет на момент участия в конкурсе

Учреждение  образования

Почтовый адрес (с индексом)

Контактный телефон и e-mail

ФИО, должность куратора творческой работы  (если имеется)

ФИО директора учреждения образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор

ГУО «Средняя школа № ___г. Могилёва»     ______(подпись) _______И.О.Ф.

 

 

 

Читать далее

Вредные советы в рамках акции "Безопасность - в каждый дом". 3 день: "Как «подружиться» с электричеством?"

Когда тебя ударит током,
С размаху сдачи не давай.
Уйди в сторонку, спрячь обиду
И сделай вид, что всё простил.
Без спешки надо месть готовить.
У папы клещи попроси,
А ночью подкрадёшься сбоку
И перекусишь провода.

Чтобы самовозгоранья
В доме не произошло,
Выходя из помещенья
Уноси с собой утюг.
Пылесос, электроплитку,
Телевизор и торшер
Лучше, с лампочками вместе,
Вынести в соседний двор.
А еще надежней будет
Перерезать провода,
Чтоб во всем твоем районе
Сразу вырубился свет.
Тут уж можешь быть уверен
Ты почти наверняка,
Что от самовозгоранья
Дом надежно уберег.

Читать далее