Профилактика травматизма и несчастных случаев в зимний период.

Консультация для родителей

Дети ведут себя очень активно и зимой, и летом. Однако именно в зимний период значительно возрастает число травм, особенно в период школьных каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых.

Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в 2 направлениях:

  • Устранение травмоопасных ситуаций;
  • Систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.

Врачи-травматологи утверждают: значительное число травм зимой происходит из-за неумения правильно кататься на санках, лыжах, коньках. 

Если вы решили доверить, ребенку самостоятельно спуститься с горки на санках, расскажите ему, что:

  • спускаться следует только с ровных, пологих горок, без трамплинов, кочек, деревьев или кустов на пути;
  • перед спуском нужно проверить, свободна ли трасса, не собираются ли ее пересекать с другого склона;
  • на сани садятся только верхом, держась за веревочку. Ноги не ставят на полозья, держат с боков полусогнутыми;
  • чтобы повернуть на ходу, достаточно спустить ногу на снег с той стороны, в которую хочешь повернуть сани;
  • чтобы затормозить, надо опустить на снег ноги и резко поднять передок санок;
  • научите его падать: в момент падения он должен уметь группироваться, собираться в комочек, так, чтобы ушиб приходился на как можно большую площадь.
     

Категорически запретите ребенку кататься с горок, выходящих на проезжую часть улицы или железнодорожное полотно, и разъясните, насколько это опасно для жизни.

Лыжи и коньки - непростые виды развлечения. Этому надо учить. Необходимы знания техники: умение ставить ногу, держать корпус, регулировать ритм дыхания, знание правил безопасности падения. Для этого есть тренер и опытные преподаватели. К врачу-травматологу попадают, в основном, дети ничему не обученные и ничего не умеющие.

Родителям важно не только обучить ребенка безопасному катанию на лыжах, коньках, санках, но и не забыть обеспечить всеми необходимыми средствами защиты (налокотники, наколенники, шлемы и т.д.) при занятиях зимними видами спорта.

Чтобы избежать травм и обморожений взрослым следует правильно подобрать зимнюю обувь для детей. Она должна быть удобной, теплой и главное - с крупной ребристой подошвой.

Еще одна частая зимняя травма – повреждение глаз. Крепко слепленный и метко запущенный снежок может лишить ребенка зрения. Поэтому объясните ребенку, что во время снежного боя лучше находиться подальше от его эпицентра. А в случае попадания снежка в глаз, ребенка необходимо показать врачу-офтальмологу.

В период зимних каникул и новогодних праздников самые любимые детские развлечения – фейерверки и петарды. На рынок новогодних праздников поступают многообразные пиротехнические средства, которые очень далеки от невинной игрушки и беззаботного проведения праздника. Первая вспышка и взрыв ослепляет и глушит. К тому же, петарда может разорваться совсем не в том месте, где планируется. Если стрелять с руки, можно остаться без конечностей, получить ожоги рук и лица. Исходя из этого, стрельбу пиротехникой можно разрешать только подросткам старше 14 лет и только под наблюдением взрослых, соблюдая строгие правила безопасности. Запуская петарду, нельзя стоять под деревом, у стены, рядом с товарищами, стрелять с руки, направлять траекторию полета в сторону прохожих, животных, построек. Нельзя запускать петарды в помещении.

 

В зимний период, чтобы снизить вероятность падения, нужно соблюдать некоторые правила:

  • в гололедицу ходить нужно по-особому - как бы немного скользя, словно на маленьких лыжах. Идти желательно как можно медленнее на чуть согнутых в коленях ногах;
  • очень важно не держать руки в карманах (с фиксированными руками возрастает вероятность не только падения, но и перелома);
  • поскользнувшись, надо успеть сгруппироваться, быть готовым к падению;
  • лучше всего падать на бок, ни в коем случае не стоит приземляться на выпрямленные руки.

 

Правила поведения зимой, которые нужно соблюдать и взрослым, и детям.

Кто-то не любит зиму, кто-то, наоборот, обожает, но каждому из нас не помешает вести себя так, чтобы получать от снежной и морозной погоды только радость.

На дороге

  • В дождь, снег и гололед тормозной путь машины увеличивается в несколько раз. Не переходите дорогу, не оценив обстановку, даже если вы на переходе и загорелся зеленый свет. Пропустите приближающуюся машину, даже если кажется, что она далеко.
  • Носите светоотражающие элементы, они снижают вероятность ДТП на 85 %. Выбирайте браслеты, значки, наклейки, брелоки белого или желтого цветов, они самые яркие. Высота, на которой такие элементы лучше всего видны водителям, - 80–100 см над землей.
  • Не ходите близко к дороге и не перебегайте ее, даже если это переход. Из-под колес машин могут вылетать мелкие камешки и осколки льда, а под снежно-водной кашей на дороге часто скрываются ямки и ухабы. Водитель, увидев их в последний момент, может попытаться их объехать, резко вывернув руль, и машину занесет.
  • Особую внимательность нужно проявлять там, где машины разгоняются или тормозят: остановки, перекрестки, подъемы, спуски, выезды из дворов. В таких местах зимой образуется накат - отполированный слой льда. Водители часто не ожидают этого - они нажимают на газ, колеса в первый момент пробуксовывают, а потом машина резко срывается с места и может сбить неосторожного пешехода.
  • При переходе дороги не только держите ребенка за руку, но и придерживайте за верхнюю одежду - нередки случаи, когда из-за перчаток и варежек дети вырываются из рук взрослых и попадают под машину.
  • Одевайте ребенка в яркую одежду со светоотражающими элементами и без больших капюшонов, ограничивающих обзор.

 

На улице

  • Перепад температур может превратить городские улицы в каток. Выбирайте зимнюю обувь на низком каблуке или без, с прорезиненной рельефной подошвой. Можно даже купить ледоступы - приспособление с двумя резиновыми петлями, которые надеваются на носок обуви и каблук, и небольшими шипами - они помогут не упасть (особенно это актуально для пожилых людей, которые при падении часто получают сложные переломы).
  • Ходите по краю тротуара - там не так скользко, как в центре, да и сугробы ближе - если что, они смягчат падение.
  • При ходьбе широко расставляйте ноги со слегка согнутыми коленями, идите чуть наклонившись вперед, мелкими скользящими шагами. Наступайте не на носок, а на всю подошву полностью. Не держите руки в карманах.
  • Не носите одежду, сковывающую движения (узкие джинсы или юбки).
  • Если вы почувствовали, что теряете равновесие, постарайтесь упасть набок, сгруппировавшись и прижав руки к бокам.
  • Если падаете лицом вперед, подтяните руки к груди и согните, как при отжиманиях. Падение на прямые руки грозит переломом запястья.
  • Если падаете назад, старайтесь не выставлять локти, это чревато локтевым переломом. Вместо этого прижмите подбородок к груди (это снизит риск удара затылком), ссутультесь, а руки расставьте максимально широко и постарайтесь "погасить" ими резкое падение.

На загородной прогулке

Считается, что обморожение можно получить только при очень низкой температуре. Но при сильном ветре и большой влажности отморозить уши, нос и пальцы можно, даже если температура выше нуля. Если вы собрались на долгую прогулку, подготовьтесь:

  • Чем больше на вас слоев одежды, тем лучше сохраняется тепло. Первый слой одежды должен плотно прилегать к телу. Если вы вспотели, хлопковая одежда высыхает медленно, и это может привести к переохлаждению. Лучше шерсть или синтетика.
  • Перед выходом съешьте что-то калорийное - на морозе вы тратите больше энергии.
  • Не пейте горячие напитки непосредственно перед выходом на улицу - это расширяет сосуды, тепло быстро теряется, и наступает переохлаждение.
  • Не допускайте сильного перепада температур между домом и улицей. Оптимальная температура в квартире - 18–20 °С. Если температура выше, верхние дыхательные пути пересушиваются, с поверхности бронхов испаряется больше жидкости, и вы легче простужаетесь. Увлажняйте воздух - если нет увлажнителя, положите на батарею влажное полотенце.
  • За час-полтора до выхода нанесите на лицо и руки защитный питательный крем.
  • Не носите тесную обувь, ноги в ней легко замерзают.
  • Вместо перчаток носите варежки, в них руки не замерзнут так быстро. Надевайте их в подъезде, а не на улице, чтобы сохранить больше тепла.
  • Если вы отморозили нос, уши или пальцы, не засовывайте сразу под горячую воду, не растирайте снегом или спиртом. Согревайте их постепенно..

На льду

Без особой необходимости по замерзшим поверхностям водоемов лучше не ходить, но если уж вы оказались на льду, соблюдайте следующие правила:

  • Не проверяйте прочность льда ногой, лучше возьмите крепкую палку.
  • Не выходите на лед в темноте, в дождь или метель.
  • Не ходите по льду, покрытому снегом, - под ним могут быть трещины и провалы.
  • Не ходите группой и не собирайтесь на одном участке льда, держитесь на расстоянии 5–6 метров друг от друга.
  • Не ходите по льду рядом с кустами, деревьями, камышом - там лед может быть слабее.
  • Обращайте внимание на цвет льда на замерзшем водоеме - голубоватый или зеленоватый лед - крепкий, прочность белого в 2 раза меньше, желтоватый, серый или матово-белый - ненадежный.
  • Рюкзак повесьте на одно плечо, чтобы легко снять, если провалитесь.
  • Если лед под вами затрещал, идти дальше нельзя. Нужно осторожно лечь и ползти обратно по своим следам или отойти скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и широко расставив их, чтобы распределить нагрузку.

 

 

Поздравляем победителей! 16.12.2020

Хоть и началась зима, но мы отмотаем ленту времени на несколько дней назад.

Вернемся с вами в осень, чтобы подвести итоги первого этапа марафона «Времена года. Календарь традиций». Этапа «осеннего», урожайного.

В народе осень называют запасливой порой года. Мы уверены, что участники марафона также пополнили свой запас знаний про осенние обряды, традиции и праздники. И теперь они знают кто такие листопаднички, почему нельзя ходить в лес 27 сентября и чем отличается Андрей осенний от Матрён зимних. Ну а «урожай» пословиц и поговорок об этой поре, которые собрали участники, просто замечательный.
В конкурсном поединке встретилось более десяти команд учреждений образования Ленинского района.

Победителями стали:
1 место - команда «Мары» (рук. Волкова Я.П.) ГУО «Средняя школа № 40 г. Могилева».

 2 место – команда «Победители» (рук. Бесценная Е.Ф.) ГУО «Средняя школа № 19 г. Могилева».
3 место – команда «Краеведы» (рук. Кисленкова Ю.Н.) ГУО «Средняя школа № 27 г. Могилева».

Поздравляем победителей и благодарим всех участников марафона.

Ну а сейчас мы возвращаемся в декабрь и начинаем готовиться к следующему этапу, зимнему. 

Запрашаем на вячоркі!

            Вячоркі, вечарынкі, вечарушкі, супрадкі, попрадкі, хвацеры — гэта характэрная для  славян сезонная форма правядзення моладзевага вольнага часу ў асенне-зімовы перыяд. Пачыналіся вячоркі пасля заканчэння летне-асенніх палявых работ, а кульмінацыя іх прыходзілася на каляды.

Першыя вячоркі звычайна прымяркоўваліся да аднаго з вялікіх восеньскіх святаў. Збіраліся дзяўчаты  малымі групамі (“сваім кругам”) у кожнай з сябровак па чарзе. Вячоркам папярэднічалі запрашэнні – увечары на апошніх вячорках альбо ў дзень перад вячоркамі. Уладкоўваліся яны і ў буднія, і нядзельныя дні.  Увосень вячоркі збіраліся ўвечары, а ў святкі пераносіліся на дзённы час.

             Калі ўжо палявыя работы завершаны, галоўную ролю набывала жаночая хатняя праца. Таму час вячорак дзяліўся на працоўны, калі дзяўчыны ў адзіноце шылі, пралі, вязалі, ціха размаўлялі, спявалі працяглыя песні, і марны — зносіны з хлопцамі. Асноўным жаночым заняткам гэтага перыяду было прадзенне (пралі ў буднія дні за выключэннем пятніцы). Кожная дзяўчына несла з сабою прасніцу альбо калаўрот. Пралі пад наглядам старэйшай жанчыны ў хаце. Потым да дзяўчат далучаліся хлопцы.  Прыход іх на вячоркі быў рытуальна аформлены: уваходзілі гуртам, на парозе кланяліся, здымалі шапкі і віталіся з прысутнымі дзяўчатамі.  Каб прыцягнуць хлопцаў на вячоркі, дзяўчыны звярталіся да магічных прыёмаў: раскідалі сцяжынкі ад ганка да дарогі, мялі ад парога да чырвонага кута смецце, пакінутае хлопцамі ад папярэдняй вячоркі, крычалі ў трубу. Юнакі прысутнічалі на вячорках ў якасці гасцей, у адзін вечар яны маглі наведаць некалькі вячорак. Каб затрымаць іх у сябе, дзяўчыны клалі ў печ апалонік, верачы, што пакуль ён у печы, хлопцам не сысці з хаты.

      На вячорках распавядалі цікавыя здарэнні, паданні, загадвалі загадкі, спявалі. Гаспадыня хаты, дзе праходзілі  вячоркі, гатавала вячэру.

Пад канец вячорак  ладзілі танцы. Музыкаў спецыяльна не наймалі. Паіграць для танцаў мог хто-небудзь з прысутных хлопцаў. У нядзелю і святочныя дні дазваляліся гульні. Гулялі ў “Фанты”, “Кальцо”, “Явар”, “Рэпу” і да т. п.

Такім чынам, вячоркі – гэта неад’емная частка грамадскага жыцця вясковай моладзі таго часу.

 

 

Елка желаний

С 1 декабря 2020 года по 16 января 2021 года проходит благотворительная кампания «Елка желаний».
Кампания проводится с целью оказания помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, многодетным семьям, неполным семьям, приемным и опекунским семьям в виде новогодних подарков.
В период ее проведения объявляется сбор новогодних подарков, игрушек, письменных принадлежностей, которые в канун Нового года будут вручены нуждающимся.
Помогите нам помочь другим!
Короткий номер для пожертвований через СМС в рамках благотворительной кампании «Елка желаний» (для абонентов Life:) МТС), текст сообщения 1477 333 СУММА, короткий номер 553 (параметры в тексте сообщения необходимо разделять пробелами).
Контактные телефоны по оказанию помощи: (8-0222) 41-01-45, 41-01-48.

Дан старт марафону "Мы вместе" 10.11.2020

 

Кейс-проект  «Найти общий язык»

 

Кейсы и кейс-метод

Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.

Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход. Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать.

Сравнительно недавно метод решения кейсов получил широкое распространение в образовании, став одной из самых эффективных технологий обучения.

 

 

Цели и задачи кейса

 

·формирование активной гражданской позиции школьников, эстетического компонента их мировоззрения, закрепление потребности в эстетике общения через красоту поступка, речи, уважение достоинства личности, культуру выражения чувств;

 

·формирование нравственной культуры личности, освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками и взрослыми;

 

·воспитание норм поведения: вежливости, тактичности, человеческого достоинства, уважения к старшим, формирование у молодежи навыков позитивного взаимодействия;

 

·привлечение внимания учащейся молодежи к проблемам общества, мотивация на решение этих проблем;

 

·выявление талантливой учащейся молодежи, молодых лидеров;

 

·нахождение нестандартных решений стандартных проблем;

 

·формирование навыков командной работы.
 

 

Проблемные вопросы по тематике кейса «Найти общий язык»

 

·проблема речевого общения взрослых и детей: «дети-родители: говорим на разных    языках»;
·влияние интернет-коммуникаций на речевую культуру подростков. Интернет-язык – как пример адаптации речевой культуры личности к новым социокультурным условиям;
·молодежный сленг в современном языковом общении;
·степень жаргонизации речи в подростковой среде;
·употребление нецензурных выражений как способ преодоления социальных запретов общества.

 

Цели и задачи кейса

·формирование активной гражданской позиции школьников, эстетического компонента их мировоззрения, закрепление потребности в эстетике общения через красоту поступка, речи, уважение достоинства личности, культуру выражения чувств;
·формирование нравственной культуры личности, освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками и взрослыми;
·воспитание норм поведения: вежливости, тактичности, человеческого достоинства, уважения к старшим, формирование у молодежи навыков позитивного взаимодействия;
·привлечение внимания учащейся молодежи к проблемам общества, мотивация на решение этих проблем;
·выявление талантливой учащейся молодежи, молодых лидеров;
·нахождение нестандартных решений стандартных проблем;
·формирование навыков командной работы.
Проблемные вопросы по тематике кейса «Найти общий язык»
·проблема речевого общения взрослых и детей: «дети-родители: говорим на разных    языках»;
·влияние интернет-коммуникаций на речевую культуру подростков. Интернет-язык – как пример адаптации речевой культуры личности к новым социокультурным условиям;
·молодежный сленг в современном языковом общении;
·степень жаргонизации речи в подростковой среде;
·употребление нецензурных выражений как способ преодоления социальных запретов общества.
 
 

Кейс-задание «Найти общий язык»

Меня зовут Лиза. В этом году мне исполнилось 15 лет. Обычно каждый  день рождения я отмечаю со своей большой дружной семьей. Но на этот раз родители приготовили  сюрприз и решили устроить «классную» вечеринку у нас дома, пригласив на день рождения моих школьных друзей. Вечер был замечательный. Пришли почти все ребята, было весело и шумно, всем понравились развлечения и угощение. Мы устроили веселые конкурсы, танцевали и громко пели. Я была счастлива. Но утром меня ождал неприятный разговор. Мама услышала, что ребята употребляли странные слова и выражения, смысл которых, по её мнению, не понятен культурному человеку.  Такое общение, как считают родители, может плохо отразиться в дальнейшем на моём поступлении в университет. Я пыталась объяснить, что мои одноклассники отличные  ребята, у каждого из них есть свои увлечения: спорт, музыка, IT-технологии и многое другое. Да, наша речь отличается от «взрослой», потому что она - «молодежная». В  наше время такое общение считается вполне нормальным. Но я так и не смогла найти «общий язык» с родителями, как в прямом, так и в переносном смысле…

 

Вопросы к кейсу

1. Права ли Лиза в своих суждениях о «молодёжном»  языке?  Приведите аргументы, опираясь на собственный опыт (анализ жизненных ситуаций, беседы со сверстниками, анкетирование и т.п.).

2. Как вы относитесь к утверждению родителей Лизы о том, что речь характеризует культуру человека? Присутствуют ли в вашем общении со сверстниками элементы молодёжного сленга, жаргонизмы, нецензурные выражения и как с этой точки зрения вы оцениваете собственную культуру?

3. Проанализировав позицию каждой стороны, приведите аргументы, которые помогут им найти «общий язык» и сформировать навыки позитивного взаимодействия.

4. Выразите своё отношение к вопросам проблемного поля  кейса (слайд №4). Изучите один или несколько вопросов, на ваш выбор, более детально и представьте результаты вашего исследования.

 

Кейс-проект «Найти общий язык»

Ответы принимаются по 19 января 2021 года

на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Центр